Адаптация к школе мамы первоклассника

В этом сентябре мой старший сын пошел в первый класс. Статей об адаптации ребенка к школе, о видах и критериях готовности к ней я прочитала море. Подошла к делу со всей серьезностью перфекциониста. На практике оказалось, что Слава справляется с новой ролью куда успешнее, чем я. Как мама школьника я почувствовала себя новобранцем: растерянным, неуверенным, допускающим косяки на ровном месте. Ритм жизни, подстроенный под детский сад, потом под карантин, пришлось налаживать заново. Забот по утешению, контролю, обучению, организации быта, логистике прибавилось, а сил и понимания, как со всем этим справляться – нет. Пришлось учиться решать проблемы на ходу, даже на бегу. Проблема 1. Новобранец В этом году я впервые оказалась по третью сторону образовательного процесса. Учащейся была, педагогом, пусть и всего несколько недель во время практики в универе – тоже. В роли родительницы школьника – ни разу. Было ощущение, что остальные родители знают, как и что надо делать, знакомы с учительницей и между собой, а я что-то прослушала, пропустила, не так поняла. Прохлопала коллективную закупку канцтоваров и потратила сильно больше, чем могла бы. Забыла записаться на продленку. «Мама одного ребенка наивна и неопытна, как новобранец в армии. Мама двух детей спокойна и уверена, как дембель. Мама трех детей – спецназ». Эта аналогия как раз про меня: детей двое, но в вопросах школы я пока новобранец. Что помогает • Принятие того, что ошибаться, тревожиться, быть профаном в новых обстоятельствах – нормально. Не хорошо, не плохо, просто нормально. • Время и практика: жизнь вошла в колею. Не сказать, что становится легче, но опыт копится. • Общение с подругой, у который сын тоже первоклассник: обмен опытом, поддержка. Проблема 2. «Достаточно хороший» учитель Я очень боялась прогадать с педагогом. Мне самой не повезло с первой учительницей. Что помогает • Понятие «достаточно хорошая мать», которое можно перенести и на учителя. Оно помогает мне бороться с перфекционизмом, формировать адекватные ожидания, не ждать безупречности от живого человека. • Общение с учителем. Оно дается мне нелегко: кажется, что я беспокою человека по пустякам, задаю какие-то глупые вопросы. Но запрос на обратную связь, на рекомендации помогает избежать недопонимания. У Славы сложилось впечатление, что он двоечник. Ребенок переживает, хотя по факту с устными ответами, счетом справляется «на солнышко», но неудачи с письмом перекрывают для него все успехи. Обсудили проблему с учителем, совместными усилиями дело пошло на лад. • Осознание того, что я сделала все, что могла. Ходила с ребенком на подготовку к школе, которую вели учительницы нашей будущей параллели (с младшим наперевес это почти подвиг, я считаю). Попросилась в класс именно к той, к которой хотел Слава. Искала информацию о школе в целом и о педагогах началки в частности. • Изначальная готовность к плану «Б» - сменить класс/школу. • Я вижу, что наша учительница любит свою работу, старается делать ее хорошо. Некоторые методы мне, скажем так, непонятны. Но если ребенку норм – мне тоже норм. Проблема 3. Флешбэки Уже первое собрание для родителей будущих первоклассников вызвало во мне негативные воспоминания о школе, ощущение обреченности. Моя учеба в началке была очень нервной. Я боялась ошибиться, боялась, что учительница на меня наорет. От вида секундомера на технике чтения меня трясло. На меня она орала редко (но метко), так как я училась хорошо, а некоторых одноклассников доводила до слез, потрясая тетрадкой с ошибками. Моя первая учительница в начале года выбрала троих «дежурных», которые становились после звонка у доски лицом к классу и смотрели за дисциплиной, спрашивали, у всех ли есть расчески и платки. «Дежурные» должны были докладывать учителю о провинившихся: тех, кто забыл чертову расческу, кто вертелся, а не стоял по стойке смирно после звонка в ее отсутствие. Здоровым отношениям в классе такие методы, понятное дело, не способствовали. Что помогает • Понимание, что Слава – не я, у него свой характер, свой опыт. Он знает, что можно, даже нужно ошибаться. Что учитель - не «всегда правый» идеальный взрослый, а человек, который иногда бывает несправедлив, устает, так как учить 31 ребенка очень сложно. Что мама выдержит неприятные новости и поможет. • Изначальная готовность к плану «Б» - сменить класс/школу. Проблема 4. Отношения с одноклассниками Я очень болезненно реагирую на отношения Славы с одноклассниками. В моем детстве было непринято жаловаться на какие-то проблемы в школе, тем более надеяться на помощь. Примеров мирного, конструктивного поведения взрослых в разруливании детских конфликтов я не видела, готовых скиллов у меня нет. Случаи «с полей» расходятся с примерами, которые приводят психологи. Мамы на форумах пишут разное, иногда прямо противоположное. Слава рассказывает: «Коля пинал мой портфель». И я понятия не имею, что ему отвечать. Вроде ситуация разовая и не слишком серьезная, чтобы писать учителю или родителям обидчика. Но оставить ребенка один на один с проблемой, сказать «ничего страшного, не обращай внимания» для меня неприемлемо. Каждый раз приходится импровизировать, это сложно, очень. И непонятно, правильно я среагировала или нет. Составление сообщения маме ребенка, с которым Слава что-то не поделил и дело дошло до драки, отнимает мой недельный запас стрессоустойчивости. Страшно писать незнакомому человеку, начиная общение с не очень приятной темы. Какие слова подобрать, какой ждать реакции? Что помогает • Чтение статей по психологии, адаптация советов к реальным ситуациям. • Разговоры с ребенком о школе. Если Слава жалуется на что-то, спрашиваю, нужна ли моя помощь. Чаще всего говорит «нет», справляется сам, иногда приходится вмешиваться. • Коллективный опыт – общение с другими мамами вживую и онлайн. • Готовность заступаться за своего ребенка, быть на его стороне. Сложно, страшно, но я должна. Если брать среднее арифметическое, ребенку в школе норм. Положительные моменты есть и в процессе обучения, и в общении с одноклассниками, но и неприятности случаются. Учиться дома он бы не хотел. Да и я не вывезу, особенно в плане общения. Слава экстраверт. Я прошу Славу оценивать каждый день по 100-бальной шкале. Бывает и 80, и 20. Как-то раз даже больше 100 набралось) Но иногда он выходит в слезах, швыряет сменку и сообщает, что день прошел на 0 баллов. Во время учебы я жду каникул, во время каникул или больничного – когда уже ребенок отправится в школу) Алена Салова ©для 12 объятий - Поддержка мам. Во всём



СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle