"Богатые тоже плачут", или Трудности родителей одарённых детей

Когда-то давно, когда у меня не было детей, зато был не разжиженный рваным сном мозг, я писала студенческие работы на заказ. Одна из них была об одаренных детях, то есть детях, имеющих высокие способности - как общие, так и специальные (например, музыкальная, спортивная, литературная и прочие одаренности).

Там рассматривались вопросы критериев одаренности, мотивации одаренных детей и многое другое.

Помимо этого, я писала там о том, какие сложности испытывают родители в ходе воспитания таких детей.

Сейчас у меня два нормотипичных ребенка, но цитаты из той работы регулярно всплывают в памяти. Почему? Наверное, потому, что у в принципе у родителей очень много общих сложностей. Разница только, что называется, в градусе накала.


Иногда и мои дети демонстрируют какие-то успехи, и оказалось, что это - не только радость. Сколько же такой "не только радости" в жизни родителей, чьи дети значительно отличаются (пусть и в сторону условного плюса) от других?

👉🏻 Социальная изоляция. Родители одаренных детей ощущают себя одинокими в своих трудностях, им не с кем посоветоваться - у окружающих часто просто нет подобного опыта. Периодически близкие и не очень транслируют негатив. Основные причины - зависть людей из окружения (осознаваемая или нет), осуждение поддержки детских талантов (от "Лишаете ребенка детства, чего он у вас с этой скрипкой, как приклеенный" до "Создаёте тепличные условия, а зачем - настоящий талант и так пробьется"), упрёки родителей в излишней амбициозности. В случае с одарёнными детьми сложнее найти баланс между "вообще ребенком не занимаются" и "вам что, больше всех надо?" Об этом есть фильм, который так и называется - "Одарённая" (2017). В нем отлично показаны эти поиски. Как организовать "нормальное" детство ребенку, который не вписывается в норму? И нужно ли? Как помочь ему не чувствовать себя лишним, если он - отличается?


👉🏻 Необходимость и достаточность приложенных усилий. Вопрос актуален для многих родителей, но в семье с одаренным ребенком может встать более остро. Суть в том, что родителям постоянно приходится взвешивать свои возможности: насколько далеко они готовы зайти (и насколько это необходимо) в развитии детского таланта? Как всегда, это миллион мелочей: индивидуальные занятия или групповые? новый инвентарь или подержанный? кружок поближе и попроще или покруче, но в другом районе? костюм для соревнований из ателье или с Авито? И многое, многое другое.


👉🏻 Неизвестность. На первый взгляд кажется, что предыдущий пункт - только вопрос опыта и вообще "дело наживное". Но в случае с одаренным ребенком он осложняется тем, что родитель часто не обладает нужной квалификацией, чтобы оценить необходимость всех этих действий. Строго говоря, в большинстве случаев никто не может дать гарантий и адекватно оценить степень одаренности и необходимость приложения тех или иных усилий. Даже в литературе вопрос степени одаренности - один из наиболее спорных. Поэтому родителей могут мучить сомнения: не тратят ли они колоссальные силы "вхолостую"? В конце концов, тот тренер (репетитор/педагог/наставник), возможно, просто хотел подзаработать, вот и настаивал на дополнительных индивидуальных занятиях.


👉🏻 Отсюда вытекает следующий пункт - дополнительная нагрузка. Речь о чисто технической стороне. Если родитель хочет поддержать способности своего чада, он должен хотя бы минимально разбираться в вопросе, найти специалиста нужного уровня (иногда для этого требуется переезд в другой город), водить ребенка на занятия и так далее. Сегодня, благодаря интернету, некоторые вопросы решаются проще. Скажем, стало легче найти информацию или специалиста. Но, например, если у Вас ребенок, подающий спортивные надежды, то личного общения с тренером ничего не заменит.

👉🏻 Сложности в общении с самим ребенком, сохранение родительского авторитета. Когда твой ребенок разбирается в чем-то лучше тебя - это и радует, и нервирует. Природой устроено так, что дети учатся у взрослых. Ребенок, с одной стороны, имеет способности выше, чем у родителей, с другой - не имеет их эмоциональной зрелости. Поэтому он испытывает внутренние противоречия, которые изливаются в отклоняющемся поведении, в психосоматике, и ещё чёрти в чём. Родители также ощущают себя потерянно, у них нет готовых механизмов поведения. Часто в таких случаях требуется помощь квалифицированного психолога как ребёнку, так и родителям.

Отдельные неприятные эмоции (например, своеобразная ревность) могут быть у родителей в случае, когда мнение наставника для ребенка имеет большую значимость, чем мнение родителей - в силу того, что они лучше разбираются в каких-то вещах и понимают друг друга.

Всё это непросто. Но при этом на одаренность не принято жаловаться. Само слово "одаренность" происходит от слова "дар", "подарок", а дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Радуйтесь - в семье родилась волшебница (зачеркнуто)... скажем, талантливая шахматистка. Так что не нойте, что теперь приходится осваивать дебюты, возить в шахматный кружок на другой конец города или искать соответствующую литературу. Талантам положено радоваться.

Но родители испытывают стресс - в том числе и потому, что догадываются: нет никаких гарантий, что ребенок реализует свой дар. Зачастую одарённые дети вырастают в заурядных взрослых. Это происходит по разным причинам, и далеко не на все могут повлиять родители (и вообще кто-либо). Иногда это чистая физиология: случается, что определенные структуры мозга по каким-то причинам опаздывают в развитии и организм восполняет недостатки, усиленно развивая другие сферы. Например, семилетка не может зашнуровать ботинки, но умеет решать дифференциальные уравнения. Со временем условия меняются (или ещё что-то происходит, учёные пока точно не знают, наш мозг - загадка), и развитие выравнивается, становится гармоничным, а одаренность как бы "пропадает". Ярким примером (хотя и не вполне корректным) такой ситуации является главный герой знаменитого фильма "Человек дождя" (1988). У Раймонда аутизм - он испытывает сложности в общении и восприятии реальности, но при этом у него феноменальные способности к счету.

По самой оптимистичной статистике, только из 20% одаренных детей вырастают талантливые или гениальные взрослые. Статистики о родителях, испытывающих чувство вины за то, что "не поддержали способности", "не раскрыли талант" - не существует...

А как вы считаете, одаренные дети - тяжёлая ноша? Или всё это жалобы на мелкий жемчуг? Поделитесь в комментариях своими мыслями и опытом.

Нина Галаган для 12 объятий - Поддержка мам. Во всём


Фото - Mariya Astakhova


СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ: