1 сентября. Первый раз в первый класс

Школа рядом. Я засекала — идти ровно две минуты. В восемь пятнадцать нужно было стоять в школьном дворе под табличкой «1А». Муж разбудил меня в семь. Сам встал в половине седьмого.

— Почему так рано? — спросила я.

— Пока умоемся, пока позавтракаем. Вставай.

— А может, ты его отведешь, а я попозже приду?

— Ты что? Как ты можешь такое говорить? У нас сын в первый класс идет!

— Все равно все опоздают, — бубнила я, выползая из кровати.

— Вася, вставай, ты же не хочешь опоздать в школу? — пошел будить сына муж.

— Хочу, а можно? — спросил Вася, закрываясь с головой одеялом.

— Нельзя. Ты же в первый класс идешь! — воскликнул муж.

— А завтра в первый класс можно? — сделал еще одну попытку сын.

— Нет, сегодня же праздник! — как-то с надрывом воскликнул муж."


Эта цитата из книги Маши Трауб "Дневник мамы первоклассника" мне очень нравится. Как и вся книга. И её продолжение "Второй раз в первый класс". Потому про нас и про школу. И про наших детей в школе и вокруг неё. Потому что в безумном вихре первых школьных дней мне было жизненно необходимо выдохнуть, как-то выплеснуть это всё, зашкаливающе-эмоциональное, и снова обрести твёрдую почву под ногами. И я хочу, чтобы вы тоже смогли выдохнуть.


Именно по этим причинам сегодня, в День знаний, я расскажу о том, что может помочь нам и нашим детям пережить школу с её плюсами и минусами, важными и срочными проектами, поделками и родительскими чатами. Спойлер: это юмор! И да, цитат будет много. Потому что вкусные, нравятся, и хочу, чтобы вы тоже оценили всю прекрасность слога Маши Трауб.


Первая книга - "Дневник мамы первоклассника" - рассказывает о том, как в школу отправляется сын Вася, и для семьи всё впервые: подготовка к школе, психологическое тестирование, родительские собрания, страхи и опасения: а вдруг ни с кем не подружится, а вдруг будет отставать в чтении и усваивании материала, а вдруг не сможет отпроситься вовремя в туалет... Как привыкнуть и спокойно относиться к тому, что тебя и ребенка теперь будут бесконечно оценивать, и что его школьные отметки станут твоими "оценками за материнство"?


"На столе разбросаны карточки-буквы, из которых нужно собрать слово. Когда Вася поступал в первый класс, ему досталось слово «ромашка». Как сейчас помню этот ужас. Василий собрал слова «ром», «мор», «мак» и даже «комар», но до ромашки так и не додумался.

– И ты знаешь, что такое «ром» и «мор»? – удивилась молоденькая учительница, проводившая собеседование.

– Да, ром пьют пираты, а мор на кораблях бывает от болезней.

– Вы разговаривали с психологом? У мальчика очень мрачный взгляд на мир, – обеспокоенно поинтересовалась учительница."


Оказывается, кроме всего вышеперечисленного, во взаимодействии ребенка и родителей со школой есть такое разнообразие поводов для волнения, что представить это изначально и подготовиться невозможно, можно только пережить как стихийное бедствие... Маша Трауб смогла описать с юмором: заражение в школе вшами ребенка, а потом и всей семьи; детскую прокрастинацию и готовность давиться нелюбимой едой, убирать игрушки и говорить с мамой обо всём на свете, лишь бы не садиться вовремя за уроки; активисток из родительского комитета и их разнообразные предложения по улучшению жизни класса... И всё это и вправду в жизни семей первоклассников есть - и даже гораздо больше!


"— Так, — обвела взглядом класс активистка, — мы сейчас пустим по классу листочек, где каждый напишет, кто как будет помогать.

Я вспомнила свою знакомую Юлю, которая тоже была мамой первоклассника. В пущенном по классу листочке она написала: «Могу помочь материально. Только немного. Мне еще за квартиру платить»."


И в то же время стиль написания книги сразу настраивает на то, что всё это школьное безумие не центр семейной жизни, не её стержень, вокруг которого всё должно крутиться. Школа это только часть жизни. И скажу крамолу, не самая важная часть. Со школой, даже при самом тщательном выборе, может не повезти. С учительницей - тоже запросто. С одноклассниками - сплошь и рядом. Эти обстоятельства можно воспринимать как повод для каких-то изменений и устраивать жизнь к лучшему, с ними можно бороться или мириться. Хотя иногда крайне сложно "относиться легче и быть готовым к переменам", ведь роль школы в жизни современной мамы и ребенка бесконечно переоценена, и лжепророчества типа "вырастет дворником" у меня сидят глубоко в подкорке и добавляют +100 к тревожности за детей. Так вот, ценность этих книг Маши Трауб для меня именно в устойчивости позиции "школа - это ещё не вся жизнь" и "спасает юмор".


Однако, предлагаю вернуться ко второй книге - "Второй раз в первый класс". Там речь идёт о начале школьной жизни дочери Маши, Серафимы.

"Я же с ужасом понимала, что дочка – не сын. Совершенно другая. И как с ней готовиться к школе – я не знаю. Сын просто выучивал все, что требуется, а потом принимался за то, что нравится. И если задавал вопрос, то ему нужно было дать непременно смешной ответ. Или научно-фантастический. А Сима требовала четких ответов на вопросы. У сына была фотографическая память, он легко запоминал стишок и с той же легкостью его забывал. Он учил прозу кусками. Симе же запоминание давалось тяжело, мучительно."


Другой ребенок - этим сказано всё. Другой темперамент, привычки, особенности. Вроде, только нащупаешь работающие со старшим схемы и надеешься ловко пересадить их на новую благодатную почву, ан нет. Не работают. И приходится снова искать подходы, мотивацию, новый режим, новую логику, которая сработает именно с этим ребёнком, здесь и сейчас, потому что детская логика подчас достойна "Оскара" или ещё какой премии (кстати, давайте учредим, наши дети не подведут!):


"Смотрели с Симой мультик про спящую царевну. Очень нравился сначала. А в конце – слезы.

– Сима, что?

– А собаке поцелуй любви?! – рыдала дочь.

– Какой собаке?

– Которая яблоко отравленное съела! Почему королевич Елисей собаку не поцеловал?

Действительно, не поспоришь…"

Я вот тоже считаю, что собака незаслуженно осталась забытой и непоцелованной. Мало ли какие там метаморфозы дальше могли с ней произойти!.. Что-то здесь автор не додумал, хоть и АС Пушкин.


Хорошо, что сын Вася уже подрос, стал старшеклассником и может быть связующим звеном между родителями, сестрой-первоклашкой и гаджетами - помогает сестре выбирать рюкзак на сайте, а она с утра воспитывает и контролирует его: надел ли шапку и съел ли кашу. Но жизнь внезапно устроена так, что со вторым (и любым последующим, наверное) ребенком ты словно снова идешь в школу впервые. Ты больше знаешь о школе, но не всегда готов к тому, что проблемы и вызовы теперь иные, новые.


И в то же время, в книгу о Симе включено много рассказов, к школе впрямую не относящихся, - о маминой подруге тёте Лене, играющей кота Финдуса в книжном магазинчике (тут я рыдала от смеха, семья уже начала что-то подозревать!), о заблудившемся в загранкомандировке папе, воспоминания о школьных годах мамы... Потому что жизнь, она именно из этого и состоит, не сводясь к чтению бесконечных сообщений в школьных чатах и сбору портфелей и формы по вечерам. Успевать жить это очень важно для мам первоклассников и других школьников, на мой взгляд. И за напоминание об этом тоже спасибо писательнице.


Чем еще мне понравилась книга - многие эпизоды можно зачитывать детям, совместное чтение таких смешных и злободневных книг нас с детьми очень объединяет (про кота Финдуса так и пришлось читать вслух). Смеемся и эмоционально разгружаемся - сплошная польза. И это для детей дополнительное доказательство того, какими увлекательными и разными могут быть книги (если ребёнок пока не очень подружился с чтением). Тем более, избежать чтения вслух не получится, потому что все всё равно прибегают и спрашивают, над чем это я ТАК смеюсь...


Как ни странно, при подготовке материала мне бросилось в глаза примерно одинаковое количество положительных и отрицательных отзывов об этих книгах. Писательницу упрекают в легковесности, жж-шности её прозы, в "переигранности", неправдоподобии и отсутствии литературной ценности данных творений...


Я думаю, что человеку, далекому от темы, никогда не понять, чем может отозваться эта книга маме будущего или настоящего школьника. И что книгам Маши Трауб можно отказывать в литературной ценности (хотя тут я бы поспорила!), но трудно недооценить психотерапевтическую. Когда колоссальное давление со всех сторон заставляет меня съеживаться, а внутри зреет ядерный гриб злости от нереалистичности предъявляемых к нам с ребенком требований - от школы, социума, своих и мимопроходящих бабушек и дедушек, - прививка юмора от Маши Трауб это прекрасная возможность "выпустить пар", смеясь до слёз, снизить градус накала и оглянуться на то, насколько в мировом масштабе критично, белые носки или белые гольфы куплены на первый звонок...


"— А правда, что папа мне утром сказал?

— А что папа сказал?

— Что я буду учиться одиннадцать лет и это больше тысячи дней?

— Правда.

— А папа всегда правду говорит?

— Да.

— А ты не всегда. Лучше бы ты меня утром отвела.

— Почему?

— Ну, ты бы сказала, что нужно учиться пять дней. Чтобы меня не расстраивать."


Хорошие новости, мамы: на этой неделе учиться нужно всего два дня (максимум - три, средне- и старшеклассникам)! Всех с началом нового учебного года.


СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ: