© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle

Эйнштейн учился без карточек

Этим постом мы открываем новую рубрику #12объятий_кудрявые_книжки!

Небольшое вступление от ведущей рубрики Юлии Подшибякиной:
Меня зовут Юлия (с греч. «кудрявая» - откуда родители знали?). Сколько себя помню, столько и читаю. Так что мои кудрявые волосы и книги – важная часть моей идентичности. Теоретическое обоснование для названия рубрики готово :) А теперь о целях и смысле: я много лет читала книги профессионально, а потом стала мамой. Но привычка читать и искать ответы в книгах осталась. Книг теперь миллион, вопросов еще больше, а времени почти нет. Я хочу, чтобы моя колонка помогала мамам быстро находить ответы или узнавать, что в какой-то книге их точно нет. Раз в две недели я буду писать для вас рецензии с кратким пересcказом. Поскольку вместить содержание книги в один пост очень сложно, обсуждения и вопросы в комментариях приветствуются. 
Хочу подчеркнуть, что это исключительно мое читательское, а не экспертное мнение. Я не психолог, не педагог, а просто мама, которая любит книги, свою дочь и старается сделать свое материнство более радостным, спокойным, легким и наполненным.

 

Хирш-Пасек К., Голинкофф Р.М. Эйнштейн учился без карточек [Einstein Never Uses Flashcards]. — М.: Изд-во «Э», 2015. —464 с.

 

Для кого? Больше всего подойдет родителям, которые устали от бесконечных поездок по кружкам или винят себя в том, что не водят детей на развивашки, пока сын соседки в два года играет на скрипке и занимается китайским с репетитором.

 

Кто авторы? Мамы, у которых на двоих пятеро детей. Обе они достаточно известные в американских научных кругах исследователи, изучающие психологию развития.

 

Основная идея книги: Дети сами являются двигателями собственного развития. Дети сами создают для себя стимулы, наблюдая и деятельно экспериментируя в ходе игры и событий повседневной жизни.

 

Чего в книге нет? Рецепта, как же вырастить гения. Все, что предлагают авторы – всего лишь развить то, что заложено. Впрочем, карточки тоже не способствуют гениальности или большому таланту.

 

Что понравилось? Ее написали настоящие ученые, которые провели с самыми разными детьми множество милых экспериментов,  мало похожих на привычную нам науку: малыш не бездумно складывает кубики, а осваивает в это время принцип иррелевантности порядка. Я думаю, книга может здорово поднять самооценку любой мамы: она не просто сидит в декрете и никак не развивает ребенка, а очень даже способствуют «работе детей над прагматической группой речевого оркестра». Особо старательные родители могут повторить эксперименты со своими детьми и наблюдать изменения результатов с течением времени.

 

Что не понравилось? Перевод (например, половины математических терминов, кажется, просто не существует)  и любимая нынче многими авторами нонфикшн-вода. Почти 500 страниц доказывать, что играть с ребенком – это самое крутое, что может сделать родитель, – упорство, стоившее нашей планете немало деревьев. О том, как же учился в действительности Эйнштейн – всего два абзаца. Я также не разделяю идею о том, что хорошо учиться  необходимо для успешности в жизни. В России успех вообще никак не связан с оценками (говорю, как настоящий ботан).  

 

Очень краткое содержание:

 

В первой главе авторы анализируют стремление родителей всячески развивать интеллект детей с самого раннего возраста. Иногда  интеллект ребенка становится предметом невидимого соревнования между семьями, стремящимися быть “не хуже других”.. Также давит окружение, одержимое ранним развитием. Подливает масла в огонь и идея о том, что “после трех уже поздно”, а чем быстрее – тем лучше. Все это приводит к повышенной тревожности, снижению творческих способностей и социальной адаптивности у детей, добавляя чувство вины и измотанности родителям.

Авторы обещают избавить взрослых от культа достижений, снабдив их инструментарием, который позволит плыть против течения «неоправданно завышенных ожиданий в отношении способности детей и необходимости заставлять их прыгать выше головы», и настроиться на «естественный темп развития обучаемости ребенка и его способностей». В каждой главе приводятся описания и результаты экспериментов, посвященных той или иной проблеме развития интеллекта, а также простые упражнения для «тестирования» своего ребенка.

 

Вторая глава посвящена «устройству» детей, которые запрограммированы природой на самостоятельное обучение. Авторы пытаются доказать, что родители – вовсе не скульпторы, способные вылепить любые способности и более «качественные мозги» для своих детей с помощью карточек или учебников. Попутно они развенчивают миф о влиянии Моцарта на развитие мозга, который служит ярким примером «развивающего шарлатанства». Подвергается обоснованному сомнению и теория «критических периодов» (тех самых, после которых уже поздно): границы этих периодов намного шире, а для некоторых видов деятельности их просто не существует, так что родители трехлеток могут расслабиться и продолжать играть с детьми без всяких карточек. Отдельно досталось производителям дорогих развивающих игрушек, программ и курсов —  собственно, маркетинг тут важнее всего, научной доказательной базы они не имеют и кардинально не влияют на развитие, иногда даже нарушают его естественный ход.

 

В третьей главе авторы недвусмысленно дают понять, что все дети – математические гении (природа и тут постаралась), а складывание кубиков – это освоение числовых соответствий. Главная мысль: математика повсюду, поэтому не обязательно заниматься абстрактными вычислениями на бумаге. Бытовые действия и игра в карты заставляют учиться счету и основам умножения. Причем мозг сам созревает до операций различной сложности.

 

Четвертая глава посвящена развитию речевых навыков, которые закладываются, как оказалось, еще в утробе, когда ребенок слышит голос мамы. В первые месяцы ребенок использует свое имя как разделитель потока речи и довольно рано начинает воспринимать интонации своего языка. Родителям нужно всего лишь «обеспечить стимулирующую речевую обстановку», то есть просто больше разговаривать и задавать открытые вопросы. Забавно было читать про словарный запас у детей из разных социальных слоев. Для американцев это исключительно экономическая категория, поэтому успехи детей безработных ниже, чем у детей из среднего класса. Для России, где можно быть образованным и одновременно бедным, статистика явно не подходит.

 

Пятая глава посвящена обучению чтению. Основная мысль: надо просто больше читать вместе с ребенком и превратить этот процесс в радость. Исследования показали, что дети, которые рано научились читать, практически никак не выделяются среди одноклассников уже к концу начальной школы.

 

Шестая глава мне особенно близка, потому что развенчивает вездесущий миф о крутости высокого IQ, который служит лишь одним из показателей развития интеллекта. Самосознание, дисциплина, эмпатия – часть сложного комплекса, по которому можно судить об истинном уме и успешности. Поэтому часто обладателями высокого IQ управляют люди с развитым эмоциональным интеллектом, который включает в себя самоконтроль, рвение, настойчивость и способность к самомотивации. Лучше всего ребенок усваивает новые навыки, когда его «побуждают ступить чуть дальше его сегодняшних умений», поэтому ученые рекомендуют родителям следовать за интересами ребенка, уменьшить количество этапов, необходимых для достижения цели ребенком, поощрять детей не опускать руки и демонстрировать возможный результат, опираясь на то, что ребенок уже умеет делать. Еще авторы предлагают подчеркивать не достижения, а старания, не настаивая на единственно верном решении.

 

Седьмая глава критикует бихевиористскую теорию, считающую ребенка куском глины, из которого можно вылепить что угодно. Темперамент действительно имеет значение. Интересно описано, как развивается чувство «Я» (физическое, эмоциональное и социальное) с возрастом, а также осознание своей гендерной и расовой принадлежности. Не забыли авторы и про необходимость помогать ребенку в понимании своих эмоций.

 

Восьмая глава посвящена социальному интеллекту. Из более общительных детей получатся более самостоятельные учащиеся. Навыки общения со сверстниками и принятие со стороны общества напрямую связаны с высоким уровнем функционирования как в школе, так и во взрослой жизни (привет создателям сериалов о нелюдимых ботаниках). Первые социальные навыки дети получают, естественно, в семье. Кстати, интересный факт для тех, кто прочно связал ГВ с теорией привязанности: «близость и физический комфорт необходимы младенцам, чтобы ощущать себя в безопасности, а вовсе не утоление голода привязывает ребенка к матери. В ранних взаимоотношениях гораздо большую роль играет последовательная эмоциональная подпитка и телесная близость». И еще одна хорошая новость: «Менее надежные отношения привязанности в младенчестве могут создать детям сложности в дальнейшей жизни, но они не высечены в граните, и ребенок способен развить более надежные отношения с другими людьми по мере их появления в его мире».

 

Девятая глава – гимн игре как лучшему способу обучения и развития. Самостоятельное исследование через игру – это замаскированный под забаву обучающий опыт, который учит решению задач. Игра напрямую связана с большей креативностью, воображением, умением читать, математическим мышлением и более высоким уровнем IQ. Лучшего всего для развития ребенка подходят дивергентные игры, имеющие множество решений (кубики – идеальный пример). Развитию речи крайне способствуют режиссерские игры (так умно называются попытки напоить плюшевого медведя воображаемым чаем). А ролевые игры помогают детям побеждать страхи и прорабатывать эмоциональные проблемы. Игра – это тренировочный полигон, который позволяет детям разбираться со своей насыщенной ежедневной жизнью и упрощает развитие саморегуляции. Все, что нужно делать родителям – это найти баланс между участием в игре и руководством игрой (куда же проще, да?). Когда дети имеют возможность управлять игрой, они способны на большее, чем можно вообразить.

Десятая глава подводит итоги и предлагает формулу «нового необыкновенного воспитания», которое базируется на четырех принципах: 1) лучшее обучение – в зоне ближайшего развития; 2) предпочтение процесса результату вызывает любовь к учению; 3) не только IQ, но и EQ; 4) обучение в контексте через игру. И, конечно, «подарите детям как можно больше полезного времени в вашем обществе, не закармливая их информацией, но участвуя в играх, которыми они руководят».

 

Резюме: В книге действительно много воды, но если отжать – она скорее занимательная, чем полезная. Полезной будет против чувства вины за то, что развивающая деятельность для ребенка не слишком бурная. Здесь нет советов, как прыгнуть выше головы и подарить ребенку ту одаренность, которой он изначально не обладает. Зато простых действий вроде знакомых всем игр достаточно для раскрытия тех способностей, которые заложены природой. Лично мне чуточку легче стало от утверждения, что родители не всемогущи.

 

Цитата: «Сколько бы родители не старались, они не могут определить будущее своих детей тем жизненным опытом, который обеспечивают им в настоящем».

 

Юлия Подшибякина, специально для проекта "12 объятий"

© При копировании материала ссылка на сайт обязательна.

 

Остальные рецензии можно посмотреть нажав на тэг "кудрявые книжки" (список тэгов внизу поста).

 

Иллюстрацию для рубрики нарисовала ivwva_

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Please reload