Взрывной ребёнок.

Грин, Росс В. Взрывной ребёнок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. - М.: Теревинф, 2016. 264 с.

Для кого? Мне кажется, эта книга будет полезна любому, кто взаимодействует с детьми возрастом от 3х лет.

Кто автор? Профессор психологии и психиатрии медицинской школы Гарварда.

Основная идея книги: Дети ведут себя хорошо, если могут.

Чего в книге нет? Автор не рассказывает, как самим не взорваться, когда ваш ребёнок в истерике. То есть предполагается, что вы уже научились регулировать свои эмоции и можете в трудный момент осознанно и спокойно применить предложенный метод.

Что понравилось? Описано несколько простых схем поведения, при этом очень подробно рассказано про каждый шаг, про возможные трудности, которые возникнут при применении. Язык книги простой и доступный, довольно много поддерживающих отступлений: присоединений к чувствам родителей, выражение понимания, похвалы (молодцы, что читаем эту книгу, ага))). Ещё мне понравилось, что первая часть работает с нашим отношением к проблеме плохого поведения - немного меняется угол зрения, начинаешь иначе воспринимать ребёнка с его шалостями.

Что не понравилось? Росс Грин, как, наверное, любой автор методики, считает свою чуть ли не панацеей от всех возможных бед. По крайней мере, при прочтении создаётся такое впечатление, и это немного раздражает.

Очень краткое содержание:

Глава 1. “Случай с блинчиками”

Кейс: Дженнифер запланировала с утра съесть 3 блинчика, ещё 2 отложила на завтра. Когда пришла мама, и достала из заморозки оставшиеся блинчики, чтобы приготовить их младшему сыну, Дженнифер устроила настоящий скандал.

Родители девочки живут в страхе - в каждый момент, если что-то пойдёт не так, Дженнифер может взорваться и это грозит разнообразными неприятными последствиями (к примеру, один раз она выбила ногами лобовое стекло семейного автомобиля). При этом родители перепробовали все возможные средства - объяснения, аргументы, моральную поддержку, заботу, переключение внимания, игнорирование, поощрение и наказание. Ничего не сработало!

Автор говорит, что взрывных детей объединяет их крайняя неадаптивность и неспособность контролировать себя в момент фрустрации.

Глава 2. “Дети ведут себя хорошо, если могут”

Автор говорит о том, что все дети с разной скоростью овладевают разными навыками, и приводит в пример чтение или умение кидать мяч. То же самое относится к навыкам адаптивности и самоконтроля: - “подобные дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения… они просто отстают от нормы в развитии”.

Глава 3. “Стабилизаторы и дестабилизаторы”

Стабилизаторы - это ментальные навыки, освоение которых поможет ребёнку вести себя хорошо, а их отсутствие способствует возникновению “взрыва”:

  • Навыки сознательного самоуправления: способность переключаться с одной задачи на другую, организация и планирование (разработка соответствующего плана действий при столкновении с проблемой или раздражителем), а также способность дистанцироваться от аффекта (умение отделять эмоциональную реакцию на проблему от интеллектуальных усилий требующихся для решения проблемы - тут следует моё скептическое “А кто из вас, дорогие читательницы, хорошо владеет этим умением?” :))

  • Речевые навыки: навыки определения и выражения эмоций, распознавания и формулирования собственных потребностей и навык разрешения проблем (поскольку мыслительный процесс происходит в основном в словесной форме, чтобы найти решение, должна быть достаточно развита речь).

  • Навыки контроля эмоций: no comments.

  • Навыки интеллектуальной гибкости: способность выходить за рамки чёрно-белого восприятия.

  • Социальные навыки: способность ориентироваться в нюансах человеческих отношений, истолковывать происходящее.

В конце описания каждого из стабилизаторов автор пишет, что метод поощрения и наказания не помогает осваивать эти навыки.

Дестабилизаторы - это ситуации, при возникновении которых наиболее вероятен “взрыв” или проблемы, требующие решения. В каждом случае индивидуальны, выявляются путём наблюдения за ребёнком.

Глава 4. “Стабилизаторы и дестабилизаторы в реальной жизни”

Несколько кейсов про взрывных детей с разбором, какие именно стабилизаторы у них отсутствуют и какие дестабилизаторы выводят из равновесия.

Глава 5. “Правда о последствиях”

Объяснение, почему система поощрений и наказаний не работает: они только демонстрируют наше отношение к проблемному поведению, но не учат нужным навыкам. Кстати автор неустанно уверяет родителей, что дети УЖЕ ЗНАЮТ, что их поведение не неприемлемо. Поэтому дополнительно каждый раз об этом заявлять нет смысла - только усиливает напряжение в отношениях.

Глава 6. “План Б”

Во всех случаях, когда ребёнок не слушается, у нас есть возможность использовать один из трёх планов действий:

  • План А. Настаивать на своём решении: давить, угрожать, наказывать. Чаще всего в ответ взрывные дети теряют самоконтроль, так как уровень предъявляемых требований превышает их способность адекватно отреагировать. Ещё один минус - при таком раскладе ребёнок не овладевает навыками адаптации.

  • План В (русская “В”, то есть по счёту - третий план, всю книгу путалась). Полностью отказаться от своих установок. Плюс этого плана - помогает предотвратить взрыв. Очевидный минус - уступка означает отказ от интересов родителей и, , что важнее(!), - ребёнок ничему не учится.

Кстати, автор отмечает, что применение плана В может быть вполне осознанным, и не означает вашу капитуляцию. Вот начать с плана А, а потом уже уступить - это и есть “пойти на поводу у ребёнка”.

  • План Б. Совместно с ребёнком решить возникшую проблему. Он и есть тот самый “новый подход к воспитанию детей”. Состоит из трёх шагов:

1. Сочувствие - показываем, что с уважением и пониманием относимся к возникшей сложности.

Речевая формула: повторить последнюю фразу ребёнка или “Да, я тебя слышу” + задать вопрос “Что случилось?”.

2. Выявление проблемы - озвучиваем точки зрения, которые необходимо примирить, принимаем во внимание интересы обеих сторон.

3. Приглашение к разговору.

Речевая формула: “Какие будут твои идеи?”, “Давай решим, что делать. Как ты думаешь?”, “У тебя есть варианты, как выйти из этого положения?”

Приемлемым будет любое решение, которое выполнимо, реалистично и устраивает обе стороны. Решение может предложить и родитель, но лучше всё-таки сначала спросить у ребёнка (особенно если он привык к навязыванию воли взрослых).

В книге очень много тонкостей и объяснений, кейсов, цитат, которые и делают сам текст очень ценным. И, конечно, я не могу всё просто перепечатать в этой публикации. Рекомендую прочесть самостоятельно :)

Глава 7. “Возможные ошибки”

Впечатляющая коллекция эпик фейлов при использовании плана Б на разных его этапах. Познавательное и весёлое чтиво, особенно когда невольно ловишь себя на мысли: “Уж я-то так точно не буду делать!!”. А так же ответы на часто задаваемые вопросы, к примеру: “Как скоро ожидать изменения в поведении ребёнка?”, “Мой муж утверждает, что его воспитывали по плану А, и это работало” и “Что если когда-нибудь моему ребёнку придётся иметь дело с начальником, признающим только план А?”.

Глава 8. “Учите своих детей!”

Автор рассказывает про навыки, необходимые для участия в плане Б (см. главу 3), и на примерах демонстрирует, как помочь ребёнку ими овладеть. Не могу сказать, что это очень объёмная глава. Частично придётся выяснять самим, как помочь ребёнку в развитии этих умений.

Глава 9. “Дела семейные”

Как встроить применение плана Б в жизнь семьи - братьев, сестёр, бабушек, дедушек, и, конечно мамы с папой, которые тоже могут быть в не идеальных отношениях.

Глава 10. “Медицинские препараты и полноценная жизнь”

Перечисление возможных симптомов и препаратов, которые помогут их снять. Консультация с врачом обязательна, конечно.

Глава 11. “План Б и школа”

А что если в школе не поддерживают применение метода СРП? Не отчаивайтесь! Возможно договориться, применяя тот же самый план Б :) Честно говоря, на этой главе меня знатно бомбануло, потому что там такие идеальные сотрудники системы образования описаны. На всё согласные :) Нет, ну поспорят, конечно, но при грамотном применении плана Б ринутся помогать вашему ребёнку освоить навыки адаптации, без применения угроз и наказаний!

Глава 12. “Время действовать”

Вперёд!

Резюме: Книга оптимистичная, автор уверен в методе СПР. Содержит много реальных кейсов, примеров диалогов, настраивает на нужный лад (если вы хотите решать проблемы до их появления и мирным способом). По-хорошему “вправляет мозги”, помогает взглянуть на детей по-новому и помогать им адаптироваться к миру вместо “подстроить их под мир”. Но на применение всех этих схем нужно, конечно, много волевого ресурса. Как показывает мой опыт, начать можно с небольшого шага - к примеру, приучать себя сочувствовать. Потом присоединять второй навык… и т.п. Пока не дойдёт до автоматизма. Я пока на второй ступеньке :)

Кристина Боброва, специально для проекта "12 объятий"

© При копировании материала ссылка на сайт обязательна.

Иллюстрацию к рубрике нарисовала ivwva_

Остальные рецензии можно посмотреть нажав на тэг "кудрявые книжки" (список тэгов внизу поста).

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle