Зачем, за что и как хвалить ребенка

Каздин А., Ротелла К. Зачем, за что и как хвалить ребенка: Неожиданные результаты воспитания похвалой. — М.: Эксмо, 2016. — 240 с. (Психология. Воспитание с любовью и пониманием).

Для кого? Для тех, кто зашел в переговорах с детьми в тупик. Для тех, кто верит в силу слова и последовательных действий. Для тех, кто хочет попробовать логичный и последовательный способ воздействия на ребенка и увидеть, наконец, желательное поведение (хотя автор утверждает, что работает метод не только на детях). Для тех, кто хочет перестать ругать детей и начать их хвалить.

Кто автор? Именитый профессор Йельского университета, специалист в области психологии и детской психиатрии. Автор метода имени себя, Алана Каздина, основанного на технологиях похвалы (все серьезно, хвалить правильно – это наука). Его сайт обещает «помочь найти вашего внутреннего родителя» (может, тогда и внутреннему ребенку вместе с внешним будет полегче).

Основная идея книги: Правильно сформулированное желательное поведение, последовательная похвала и гибкость могут решить практически любые поведенческие проблемы у ребенка в школе, дома и где угодно.

Чего в книге нет? Веселых анекдотов; трехсот теорий, подтверждающих правоту автора на клеточном уровне; обвинений нерадивых родителей, не способных справиться с непослушным чадом.

Что понравилось? Предложенный метод – это действительно технология, то есть воспроизводимая последовательность действий, которая мало зависит от исполнителя. Разжевана она максимально подробно — подробнее только на атомы расщепить если. Уважение и принятие родителей: автор понимает, как тяжело может быть тем, кто терпит истерики трехлетки или несносное поведение хулигана в школе. Он даже успокаивает мам и пап тем, что они вряд ли являются основной причиной тех или иных его действий. Автор сам на протяжении всего текста использует технологию, побуждая читателя попробовать метод на практике (и да, к концу книги он меня убедил – вот она, сила повторений, эмпатии и похвалы). В конце книги разбираются конкретные кейсы, а также приложен опросник, помогающий адаптировать технологию под свой запрос.

Что не понравилось? Очень много повторов. Думаю, у читателя просто нет шанса не усвоить идею. Возможно, отчасти такая структура текста оправдана попыткой применить метод в режиме реального времени к родителям и знанием психологии обучения. Очень тяжело было пробираться сквозь наукообразный текст. Грешу на перевод таким количеством существительных подряд. Пятая глава показалась притянутой за уши и написанной для объема. Еще метод очень напоминает дрессировку. У меня нет уверенности, что нужно всегда добиваться желательного поведения от ребенка, даже таким гуманным способом.

Очень краткое содержание:

Во Введении автор утверждает, что «достоверные результаты научных исследований значительно лучше помогут родителям, чем советы других людей». Он объясняет, что в книге результат трудов многих ученых представлен в виде метода, который каждый родитель сможет применять каждый день у себя дома. Это книга для родителей «обычных» детей с «обычными» житейскими проблемами. Суть метода – временнАя линия. «Все начинается в прошлом, прежде, чем ребенок делает то, чего вы от него хотите. Вы хотите изменить его поведение в настоящем. А в будущем вас ожидают результаты этого изменения».

Глава 1. Прошлое, или предшественники событий. Чтобы изменить поведение в настоящем, стоит начать с предшественников — это все, что происходит непосредственно перед проявлением нежелательного поведения (что ребенок делает, как вы к нему обращаетесь, выражение лица, даже слово «пожалуйста» и т.д.). Основными предшественниками являются подсказки, которые служат инструкцией к действию (слова, стикеры, жесты, демонстрация правильного действия и т.п.). Эффективнее всего сочетать несколько видов подсказок, а со временем ослаблять их, т.е. постепенно уменьшать их количество.

Также важны предопределяющие условия, которые влияют на поведение, но в них нет подсказки. Например, в самолетах звучит спокойная музыка при посадке, а риелторы используют запах корицы и ванили при продаже квартир. Школьная форма, ссора перед выходом из дома, предусмотрительность сидящего на диете человека, пообедавшего перед походом в супермаркет – такие разные факторы оказывают существенное воздействие на человека. Очень популярным и действенным предопределяющим событием для детей может стать дух конкуренции даже с самим собой: «спорим, что…; ты не должен это делать сейчас, но будешь, когда станешь большим; большинство детей в твоем возрасте…». Еще авторам нравится известный прием “три да”: попросить сначала то, на что ребенок с высокой вероятностью согласится, а потом уже переходить к главному и сложному. Так шансы получить “да” в ответ на маловероятную просьбу намного выше.

В некоторых случаях удачным предшественником будет выбор, предложив который ребенку можно получить неожиданные преимущества. Причем лучше предлагать выбор из реальных ближайших вариантов: «сделаешь целиком или часть сейчас», «сам или помогу», а не «делай это или то».

Даже правильные предшественники нужно использовать в правильном месте в правильное время.

Глава 2. Настоящее, или Поведение ребенка здесь и сейчас. Формировать желательное поведение стоит поэтапно. Сначала определить цель — решить, чего вы хотите от ребенка. Шаг кажется очевидным, но часто люди очень хорошо представляют, чего не хотят видеть, а сделанное “как надо” остается без внимания. Поэтому так важно определить позитивную противоположность — то самое желательное поведение. Если оно представляет последовательность действий, то лучше разбить его на простые и осуществимые этапы. Конкретные формулировки более эффективны (автор разбирает на примерах).

Добиться желательного поведения можно тремя способами: формированием навыка (если уже есть частичные проявления навыка), моделированием (если нужных действий нет в принципе или они проявляются крайне редко) и стимулированием (если ребенок выполняет не полностью или недостаточно часто). Во время формирования навыка стоит сосредоточиться на том, что ребенок уже делает, и не стремиться к идеальному выполнению. Моделирование объясняется на феноменальной, на мой взгляд, игре в истерику. Причем маме было предложено парадоксальное решение: во время игры хвалить дочку за менее бурные проявления истерики, которые были оговорены заранее. Стимулирование запускает действие, подталкивая ребенка к первому шагу из желательной последовательности действий.

Также автор разбирает типичные ошибки на пути к желательному поведению, среди них желание получить конечный результат слишком быстро или награда за результат, а не за прогресс в развитии навыка.

Глава 3. Будущее, или Результаты. В этой главе речь идет о позитивном подкреплении (положительных стимулах), которое не тождественно вознаграждению. Вознаграждение – то, что ценно для человека, а положительный стимул может не считаться наградой, но все равно влиять на поведение. Основными положительными стимулом автор называет, как ни странно, похвалу и внимание. Родителям потребуются усилия, чтобы обращать внимание на желательное поведение и высказывать одобрение в какой-либо форме. Дополнительными стимулами могут стать призовые очки, звездочки, баллы и т.д. Но они не обладают магическими свойствами сами по себе. Исправить поведение можно и без них, при помощи подсказок, формирования навыков и похвалы.

Важно помнить, что подкреплять нужно 1) позитивные противоположности — об этом подробно рассказывается выше;

2) действия, которые не совсем точно соответствуют позитивной противоположности — такое подкрепление используется, когда нужно сформировать навык у ребенка. В пример приводится школьник Эван, который в классе ходил по партам, пререкался, отвлекал других учеников и вообще подрывал дисциплину в классе всевозможными способами. Автор предложил учительнице хвалить его за любое действие, которое не являлось хождением по партам. Стратегия сработала и через пару недель все участники процесса облегченно вздохнули. Возможно, именно хождение по партам запускало все остальные элементы поведения, неприемлемого в классе.

3) более редкое проявление нежелательного поведения - например, если ребенок ругается не десять раз в день, а семь, его следует похвалить.

Почти весь остаток главы посвящен примерам правильного использования похвалы и вознаграждения.

Глава 4. Когда, за что и как следует наказывать ребенка. Думаю, заранее порадую читателей тем, что автор против наказаний в принципе. В его методе наказания используются только для уменьшения некоторых видов поведения, но часто можно обойтись и без них. Наказания бесполезны, потому что 1) не учат ребенка желательному поведению; 2) неэффективны, так как прекращают нежелательное поведение, но имеют временный эффект; 3) вызывают побочные эффекты: агрессию, яркую эмоциональную реакцию, избегание наказывающего и т.д.; 4) могут закрепить у ребенка неприятные ассоциации с определенными людьми, местами или деятельностью.

«Одобренные» автором методы наказаний: тайм-аут и лишение привилегий. Причем они должны быть щадящими, короткими, немедленными и назначенными без гнева. Автор утверждает, что чем дольше тайм-аут, тем ниже с каждой минутой (именно минутой) его эффективность. Точно так же лишение велосипеда на два дня не менее действенно, чем такое наказание сроком в две недели. Особо предостерегаются родители от использования в качестве наказания любого вида деятельности, к которому они хотят приучить ребенка. Плохой идеей будут сверхурочные занятия на скрипке или дополнительная уборка.

Также чем-то вроде наказания является прекращение подкрепления плохого поведения. Даже негативные знаки внимания к действиям ребенка, которые не нравятся родителю, служат топливом для этой привычки. Причем нужно понять, кто или что служит источником подкрепления. Например, в школе это может быть смех других учеников. Правда, здесь многих может бомбануть от указания на то, что младенец, который часто просыпается ночью, получает подкрепление в виде родительского внимания. Если отбросить это утверждение, все остальные примеры выглядят весьма логичными и гуманными.

Глава 5. Воспитание день за днем. У меня сложилось впечатление, что эта глава написана для объема. В ней нет ничего о методе. Автор просто подытоживает некоторые факторы, которые могут влиять на поведение косвенно. Он называет все это средой обитания. Сюда входят и атмосфера, в которой подростки готовы делиться своими переживаниями, и поддержание родственных связей, и семейные ритуалы, и важность обучения социальному взаимодействию. Много внимания посвящено необходимости контроля, правда, волшебной таблетки для совмещения ее со свободой и ответственностью ребенка в книге нет. Часть главы описывает всевозможные причины стресса и неблагоприятные биологические факторы (сюда попало даже третичное курение).

Глава 6. Метод воспитания Алана Каздина. В реальных ситуациях. В главе приводится пошаговый план, обобщающий все сказанное выше, только без объяснений, почему это нужно делать так, а не иначе. Заканчивается она тремя подробными кейсами об изменении поведения: трехлетки с его вечным «нет»; шестилетней девочки, которая никак не может вовремя собраться в школу; мальчика, который ужасно вел себя в школе. Подозреваю, что те, у кого схожие проблемы, найдут эти случаи интересными и полезными. Пошаговый план дополнен опросником, с помощью которого каждый родитель сможет адаптировать его под свою конкретную проблему.

Завершается книга еще одни обобщением (метод обучения в действии), которое несколько утешает родителей. Здесь призыв не обвинять себе, замечание о наличии некоторых возрастных проблем и бесполезности наказаний.

Резюме: В целом книга показалась мне полезной и небанальной. Особо подкупило понимание природы поведения человека и спокойное принятие несовершенства родителей. Но возник вопрос о том, куда ребенку девать чувства, которые возникают в процессе приучения его к чему-либо. Отчасти это выглядит как дрессировка, поэтому может вызывать подавление эмоций в пользу возможности заслужить похвалу. Так что поклонники контейнирования могут быть возмущены некоторыми моментами. Но думаю, что метод будет однозначно полезен в вопросах здоровья и безопасности ребенка, следования за родителем в людных местах, оттачивания навыков, которые ребенку самому хочется иметь. В частности, автор описывает, как они занимались формированием правильной последовательности действий при пожаре и в других чрезвычайных ситуациях. Это чем-то похоже на тренировку пилотов на авиатренажере, что явно гораздо эффективнее прочитанной лекции или методички. Причем работает не только на детях. Наверное, тут широкое поле для формирования привычек у взрослых. Интересно только, как себя хвалить и поощрять постоянно? Видимо, после того, как найдешь своего внутреннего родителя, ежедневная зарядка, к которой привыкаешь с помощью описанного метода, перестанет казаться такой уж неподъемной (с дивана) целью.

Юлия Подшибякина, специально для "12 объятий"

© При копировании материала ссылка на сайт https://www.12momshugs.ru обязательна.

Остальные резензии можно посмотреть нажав на тэг "кудрявые книжки" (список тэгов внизу поста)

Иллюстрацию к рубрике нарисовала ivwva_

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle