Мифы воспитания. Наука против интуиции

Бронсон П., Мерримен Э. Мифы воспитания. Наука против интуиции. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с. [Nurtureshock. New Thinking About Children.]

Для кого? Для тех, кто понимает, что иногда за родительскую интуицию можно принять свой опыт, страхи, привычные действия, внешнюю информацию, которая осела в подсознании. Для тех, кто симпатизирует научным достижениям, но готов подвергнуть их сомнениям. Для тех, у кого много вопросов о детях и не так много ответов. Для родителей, которые хотят лучше понимать своих детей.

Кто автор? Известный американский писатель и журналист-многостаночник, за пару десятков лет успевший написать несколько бестселлеров в жанре интервью, роман, книги по популярной психологии, колонки для технических журналов и авторитетных газет. Эту книгу он создал в соавторстве со специалистом по образовательным программам для детей.

Основная идея книги: Не все, что родителям кажется очевидным, является полезным для детей. Многие научные и педагогические разработки имеет смысл перепроверять и ставить под сомнение. Кроме того, самые ценные открытия в детской психологии были сделаны тогда, когда ученые начинали исследования, отринув любые предзаданные предположения и гипотезы. Перестав считать, что дети устроены так же, как взрослые, исследователи серьезно продвинулись.

Чего в книге нет? Алгоритмов и систем воспитания, последовательного изложения какой-то методики или однозначного утверждения правильности какого-то метода.

Что понравилось? Авторы выбрали для анализа достаточно нетривиальные вопросы, например, замечают ли дети расовые различия или как детская ложь связана с когнитивными способностями. Отдельно меня лично умилило, что американские ученые получают гранты не на разработку очередного танка, а исследования детского сна и его влияния на ожирение, связи эмпатии с популярностью в школе и т.д. Судя по тексту, авторы очень дотошны и старательно изучили все “за” и “против” каждой теории, а также теорий, опровергающих эти теории. А еще они стараются перевести с языка ученых на обычный, подбирая интересные (иногда слишком затянутые, правда) метафоры и примеры. В тексте много подробностей про работу мозга.

Что не понравилось? В некоторых главах нет никаких выводов о том, как же лучше воспитывать детей. Часто текст описывает опровержение той или иной методики, не предлагая взамен нового готового варианта. Главы между собой совершенно не связаны: выбраны просто интересные «мифы воспитания», без учета возраста ребенка и контекста его воспитания. Даже внутри одной главы автор часто приводит несколько почти не связанных друг с другом теорий. Но выбор объясняется тем, что результаты научных исследований по этим темам оказались диаметрально противоположными распространенным представлениям. Чисто стилистически текст показался не слишком гладким.

Очень краткое содержание:

В Предисловии авторы говорят, что большинство открытий детской психологии проходят незамеченными, потому что не представляют собой грандиозного прорыва и остаются строчкой в новостях, хотя заслуживают пристального внимания.

Во Введении рассказывается, как появилась идея книги. Авторы осознали, что слово «родительский инстинкт» используется для обозначения коллективной мудрости, выросшей из опыта воспитания детей, а вовсе не является природной данностью. Фактически, реальным инстинктом является только импульс, направленный на защиту и заботу о ребенке, а как лучше это делать – выбор родителей, не имеющий ничего общего с биологией. За инстинкт выдаются смесь принятия желаемого за действительное, ханжество, прихоти моды, старые, как мир идеи, неоднократно опровергнутые психологической наукой, собственные травмы или несбывшиеся желания. Поэтому в книге предлагается переосмыслить многие вещи, которые, казалось бы, не подлежат сомнению.

Глава 1. Обратная сила похвалы. Долгое время считалось, что для повышения самооценки необходимо хвалить ребенка, причем часто и без повода. Авторы утверждают, что незаслуженная похвала успехам отнюдь не способствует. Она может мотивировать, но должна быть очень конкретной и касаться усилий, а не ума или врожденных способностей. Избыток похвалы отрицательно сказывается на мотивации: дети начинают делать что-то исключительно ради одобрения и перестают получать удовольствие от процесса. Ребенок, которого перехваливают, стремится «потопить» конкурентов и концентрируется на поддержании собственного имиджа. Интересно, что часто сами родители «подсаживаются» на похвалу, выражая тем самым свою безоговорочную любовь и, в то же время, маскируя под ней свои завышенные ожидания.

Глава 2. Потерянный час. До некоторого времени детский недосып почти не изучался. Большинство ученых и родителей волновал только сон младенцев. Однако сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей успеваемости. Он напрямую связан с проблемами ожирения, депрессией и СДВГ. «Потеря одного часа сна равна потере двух лет развития и когнитивного созревания». Недосып уменьшает способность организма извлекать глюкозу из крови. От недостатка этого источника энергии страдает префронтальная кора мозга, отвечающая за руководящие функции: построение и организацию мыслей, направленных на достижение цели, возможность предугадать результат и последствия действий. У невысыпающихся людей память существенно хуже, причем плохие воспоминания откладываются у них в голове намного лучше, чем приятные. В некоторых районах учебу стали начинать на час позже. Это дало поразительные результаты: ученики набрали намного больше баллов в тестах по языку и математике, улучшилась их мотивация и сократились случаи депрессии.

Глава 3. Почему белые родители не обсуждают вопросы отношения национальностей и рас. Считалось, что принадлежность к расе – вопрос социальный и связан с существующей предвзятостью в обществе. Но оказалось, что дети замечают расовые различия и легко развивают чувство предпочтения своей группе. Пока дети маленькие, они используют самые явные признаки при создании категорий, а цвет кожи – именно такой признак (эти бесчеловечные ученые ставили эксперименты даже на шестимесячных младенцах). Поэтому «теория разнообразной окружающей среды», которая предполагает, что достаточно поместить ребенка в среду, где живут представители разных рас, чтобы он воспринимал это как естественное положение вещей, не выдерживает столкновения с реальностью.

Я так и не поняла, как автор предлагает бороться с предвзятостью и расовой дискриминацией. Видимо, этот вопрос еще не решен обществом. Но он утверждает, что говорить о расовых различиях/равенстве всех людей нужно с ребенком обязательно и не раз, чтобы он не оставался один на один со своими догадками, фантазиями и выводами, основанными на детской нелинейной логике. Кроме того, улучшением отношений между представителями разных рас/национальностей в детских группах следует заниматься целенаправленно, не оставляя этот вопрос на откуп разнообразной среде.

Глава 4. Почему дети врут. Во-первых, стоит смириться, что почти невозможно определить, врет ребенок или нет (ученые доказали, как заблуждается большинство родителей). Даже стандартные паттерны вербального и невербального поведения, которые используют полицейские и другие специалисты (привет, доктор Лайтман из “Обмани меня”) для выявления лжи, не помогают при взаимодействии с детьми. Причем дети учатся врать гораздо раньше, чем предполагали взрослые. Почти все четырехлетки уже приступают к экспериментам с враньем (в шесть лет они уже врут приблизительно раз в час). Парадокс в том, что для успешного обмана необходим высокий уровень когнитивного развития и навыки социального общения, поэтому тренировка во вранье – важный этап развития.

Если никак не реагировать на детскую ложь, то дети к вранью привыкнут. Чаще всего они врут, чтобы скрыть непослушание, при этом родители говорят о проступке, а не о попытке скрыть содеянное. С точки зрения ребенка вранье, прикрывающее проступок, не карается. Также они привыкают, что им самим врут, значит, некоторые виды вранья приемлемы. Лучший способ борьбы с ложью – уверить ребенка, что правда сделает родителя счастливым («я не расстроюсь, даже если ты разбил. Если ты скажешь правду, я буду очень доволен»). Говорить детям, что честность – это правильно, следует едва ли не чаще, чем утверждать, что ложь – это плохо. И не забывать о честности в собственной жизни.

Глава 5. Поиски талантов в детском саду. Эта глава, ставящая под сомнение миф о том, что одаренность детей можно выявить с помощью тестов при приеме в детский сад. Видимо, она не так актуальна родителям из России, потому что наша система отбора в сады и школы существенно отличается от американской. Многие дети проявляют одаренность чуть позже. Кроме того, нет прямой связи между успехами в этих садиковских тестах и успехах в школе.

Глава 6. Эффект братьев и сестер. Честно говоря, очень хотела найти научное подтверждение моей теории о том, что быть единственным ребенком в семье куда лучше. Но оказалось, что никаких неопровержимых доказательств этому нет. Как нет доказательств того, что наличие братьев/сестер как-то влияет на результаты учебы, травматизм, подвижность или расстройство питания. Поэтому глава посвящена описанию программы, которая помогает братьям и сестрам лучше относиться друг к другу, потому что в наличии проблем общения детей в одной семье ученые не сомневаются. Дошкольники ругаются между собой в среднем 3,5 раза в час. Причем если не воздействовать целенаправленно на их взаимоотношения, они остаются конфликтными до окончания школы. Программа концентрируется на создании ситуации, в которой детям нравится играть вместе.

Еще ученые заметили, что просмотр образовательных программ негативно влияет на отношения сиблингов. Даже счастливый конец, где все мирятся и играют дружно, не перекрывает эффекта сюжета, в котором дети ссорятся и обижают младших в семье. Поставлена под сомнения и главная причина ссор – конкуренция за родительское внимание, поэтому важнее направлять усилия на обучение детей нахождению общего языка. Причем старшие дети учатся общению на друзьях, а потом применяют этот опыт во взаимоотношениях с младшими. Если сделать отношения братьев и сестер больше похожими на настоящую дружбу, то ценой конфликта будет потеря ценного партнера по игре, тогда ребенок подумает, прежде чем начать ссору.

Глава 7. Наука подросткового бунта. Ученые выявили, что подростки в среднем врут родителям больше чем на половину тем. Основная причина их вранья кроется в стремлении сохранить отношения с родителями. Подростки не хотят их расстраивать. Также исследователи определили, что обилие правил не подталкивает ребенка к бунту. Меньше всего врут те подростки, чьи родители последовательно следят за выполнением правил, но готовы пойти на уступки в определенные моменты. Примечательно, что родители воспринимают конфликты с детьми как собственное фиаско, а сами подростки считают, что споры улучшают взаимоотношения.

Наркотики и алкоголь молодые люди начинают принимать по большей части от скуки. Причем подростковая скука обусловлена в первую очередь работой мозга в этом возрасте, поэтому даже загруженные дети ощущают скуку довольно часто. Кроме того, в момент взлета эмоций подростки не состоянии оценивать риски и предсказывать их последствия, даже если на «холодную» голову прекрасно их осознают. При этом они боятся рисковать в отношениях и очень зависят от чужого мнения — это тоже связано с особенностями функционирования некоторых отделов мозга.

Глава 8. Можно ли научить ребенка самоконтролю? Глава посвящена программе развития «Инструменты мышления» [Tools of the Mind], которая внедрена во многих детских садах США и дает потрясающие результаты даже у детей с разными особенностями. Ее основные принципы – обучение в игре по письменному плану, создание контекста для освоения новых знаний и навыков, длительный период игры, самоконтроль на основе сравнения нескольких вариантов. Во время игры детей просят «быть в образе» целый час, поэтому игра становится более сложной и интерактивной. Дети при этом не отвлекаются, потому что полностью поглощены выбранным занятием. Мне программа показалась любопытной и, возможно, я бы про нее почитала подробнее. Как минимум, уже сейчас можно помогать ребенку составлять игровой план, который будет вовлекать его надолго.

Глава 9. Как важно уметь ладить с другими. В главе рассматривается проблема детской агрессии. Главный вопрос: почему современный подход к воспитанию не смог создать поколение ангелов? Окончательного ответа в книге я не нашла. Но среди возможных причин называются обучающие фильмы, большое количество контактов со сверстниками, отсутствие опыта завершения ссор, успешность агрессивных детей.

Оказалось, что почти во всех детских обучающих программах так или иначе присутствуют примеры агрессивного поведения, а разрешению конфликта между героями уделяется всего несколько минут. Даже привычные нам боевики не влияли так сильно на поведение детей. Также ученые заметили, что нет никакой необходимости постоянно скрывать ссоры между родителями. Но важно, чтобы ребенок видел завершение конфликта и примирение, то есть лучше доругаться при ребенке, чем прерваться и уйти в другую комнату. Так он получает позитивный пример взаимодействия в сложных ситуациях.

Вопрос с буллингом в детских коллективах до сих пор не решен. Но ученые обнаружили связь популярности и агрессии. Причем для осуществления многих агрессивных действий требуются развитые социальные навыки. «Агрессия проявляется по мере того, как подростки начинают открывать самих себя и учиться нравиться людям». Это входит в противоречие с тем, чему учат детей родители, которые невольно отнимают у ребенка эффективные инструменты установления социального господства. Психологи выделяют категорию «бистратегических манипуляторов», которые добиваются своего как с помощью доброты, так и насилия. Они оказываются самыми успешными в жизни и обладают высоким эмоциональным интеллектом. Поскольку подросток проводит большую часть времени среди ровесников, то атмосфера для развития агрессии и желания добиться высокого социального статуса формируется практически сама собой. Видимо, детям следует больше общаться со взрослыми.

Глава 10. Почему Хана говорит, а Алиса нет. Честно говоря, эта глава меня немного удивила и даже возмутила. Чтобы ускорить процесс развития детской речи, маме нужно не только все время разговаривать с ребенком, но в первую очередь реагировать на его лепетание. Именно количество откликов влияет на то, как скоро дети начнут складывать звуки в слоги, а слоги в слова. То есть мама должна быть не просто радио, а радио очень включенным и реагирующим на любой звук ребенка. Еще мне показались какими-то нереалистичными сроки, когда дети произносят первые слоги или слова. К полутора годам у ребенка, по мнению авторов, получается весьма солидный словарный запас. Поэтому считаю эту главу сугубо ознакомительной. Хотя то, как описан процесс зарождения и развития речи, меня, как филолога, очень порадовал. Плюс авторы не рекомендуют форсировать этот процесс.

Заключение. Миф о суперспособностях. Авторы делают вывод, что перестав думать стандартно и отбросив любые предположения, ученые сумели выяснить много интересного. Также он призывает не делить все, что касается детей, на плохое и хорошее. Так, дневник благодарности не оградит их от скуки или раннего начала сексуальной жизни. Любые положительные качества (честность, умение сопереживать и чувство справедливости, например) не спасут детей от всех проблем. Эмпатия может быть оружием в руках злых сил, а вранье является показателем интеллекта. Хорошее и плохое – не взаимоисключающие понятия, поэтому иногда кажется, что дети – это живое противоречие. Но, несмотря на обилие противоречий, важно понять детей как можно лучше.

Резюме: С заявленной целью книга справилась, на мой взгляд, очень хорошо, несмотря на то, что не во всех главах явно определен один конкретный миф. Авторы обоснованно развенчивают стереотипное восприятие некоторых воспитательных идей. Правда, некоторые теории мне встречались в других книгах. Все доказательства собраны скрупулезно и в подробностях разъясняются. Местами меня раздражало отсутствие выводов и готовых решений. Тем, кто любит нон-фикшн, книга определенно понравится. Тем, кто ищет практические инструменты, читать ее, скорее всего, смысла нет. В целом посмотреть на «родительскую интуицию» другими глазами не помешает многим. Некоторые исследования явно помогут лучше понимать детей.

Юлия Подшибякина, специально для "12 объятий"

© При копировании материала ссылка на сайт https://www.12momshugs.ruобязательна.

Остальные резензии можно посмотреть нажав на тэг "кудрявые книжки" (список тэгов внизу поста)

Иллюстрацию к рубрике нарисовала ivwva_

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle