Онлайн-обучение глазами матери и преподавательницы

Этот текст основан исключительно на личном опыте, не претендует на универсальность и является развернутым вариантом душевного вопля до-диез «за чтооооо?» Я работаю репетитором с 2003 года, а онлайн-репетитором с 2014. Я всегда хотела преподавать, и моя мечта сбылась. Онлайн-работа мне нравится. С одним ребенком удобно заниматься. Понятно, что подкрутить, где сильные стороны, где слабые, как замотивировать. Словом, красота. Только есть несколько очень важных нюансов. Во-первых, чтобы урок не превратился в дергание мамы, ребенок должен быть технически подкованным. Потому что иначе для родителя это будет не полчаса-час покоя, а переключение между задачами. Во-вторых, интернет-соединение должно быть стабильное и «тянуть» приложение. У меня, например, три источника: модем и две симки. Потому что то дождь (а в дождь вай-фай плохо работает), то ZOOM не вывозит, то скорость падает. В-третьих, студентов на занятии должно быть не больше пяти-семи. Десять – предел. Свыше десяти – мне учить уже очень трудно, потому что занятие превращается в лекцию без обратной связи. Разберем онлайн-обучение, которое я имела честь наблюдать: 1) садик, 2) магистратура и 3) репетитор для школьников индивидуально. 1. Садик Садик моего сына (ему на начало карантина было три года, сейчас четыре) закрылся в середине марта. Очень быстро, чтобы не возвращать деньги за семестр, садик перешел на онлайн-рельсы. Мы, трое взрослых (бабушка, папа и мама), отнеслись к такой перспективе весьма и весьма прохладно. Потому как занятие с мадам воспитательницей шло сорок минут по ZOOM в то время, когда плод дерева моего спал. Мадам советовала нам его будить или класть спать раньше. Но это было невозможно. Гаврил буйного нрава, парень очень горячих кровей. Иногда мне кажется, он должен скакать где-то на лошади и завоевывать новые земли для султаната. Словом, когда он спит, я не стану его будить! Далее. Как такого фрукта держать сорок минут перед экраном и пытаться учить? Гаврил импульсивен. Он будет пытаться включить мультики, бастовать. В итоге грянет срыв занятия и нервный срыв ответственного взрослого рядом. Еще нюанс. Садик наш стал каждый день придумывать очередное бляцкое (простите за мой французский) задание, которое надо снять на видео. Вот одно задание. Научить раскладывать вещи по цветам и порядку. Дайте малышу шкаф. Пусть он ознакомится с системой дверей, вытащит и раскидает вещи, а затем сложит, как Мари Кондо, обратно. Вы больные там? Вы уверены, что все дети после раскидывания вещей из шкафа захотят их собирать? И ни у кого не начнется истерика, что ног только две на два носка или еще что там бывает у трехлеток в фазе острого кризиса? А вот другое задание. Сфотографироваться в одежде определенного цвета. Целиком. Да только нет у моего ребенка желтого костюма. А еще он не дает на себя надевать ни-че-го, НИ-ЧЕ-ГО(!), кроме трех пар голубых шорт, одних черных и трех футболок определенного фасона. Или третье садиковское задание на день матери - научить ребенка бытовым обязанностям. Тут я справилась, поскольку в виде поощрения разрешаю готовить (резать картошку под контролем итп), видео послала и была молодец. Остальные задания мы откровенно не стали даже делать, потому что я с ног сбилась с парами и отчетами (работа в моем институте тоже ушла онлайн) и бытовыми делами. Одним прекрасным утром, около пяти часов, я поймала себя на мытье посуды и полов, потому что иначе не успею перед уроками поесть и помыться (и буду сидеть после утренней каторги вся липкая, как лягушка, от пота и жары). Муж по индийской традиции не давал садику прямой отказ от онлайна и юлил-юлил перед воспитательницами, не говоря ни “да”, ни “нет”, а я сказала прямо, что некому у нас этим садиком-онлайн заниматься. Мы не вывозим. Бабушка технически не управится, мама в это время пашет на той же ниве, а папы дома нет – его автопром позвал на стройки капитализма. И садик отстал. Другие мамы, которым больше повезло с детьми и которые работали только на домохозяйстве, справились с переменным успехом. 2.1 Магистратура (малая группа) Я вела факультатив «русский язык» в своем институте для индийцев. Опытным путем я пришла к выводу, что для преподавания гуманитарной дисциплины хорошо, когда в группе не более 7 человек. В этом случае за час я успеваю со всеми пообщаться, объяснить новый материал и проверить старый с каждым индивидуально. И важный момент — это был факультатив, по записи, с отдельной оплатой. То есть каждый из студентов пришел по своему почину и ориентировался на успех. Такой формат онлайн-обучения был неплох. К нам ходили разные гости из числа россиян, в том числе и Кристина Боброва, авторка “12 объятий”. Студентам было интересно. В конце они сдали экзамен на сертификат «начальный уровень русского языка» 2.2. Магистратура (поток). Преподавать 72, 62 или 65 людям, у которых разный уровень мотивации быть на паре — это пробуждение Ктулху. Нет! Так делать нельзя! Нет, нет и нет! Во-первых, преподавательский состав столкнулся с откровенным саботажем. Если на моих парах студентики безобидно писали поверх презентации в ZOOM красным маркером «Hello» и «bye» и один раз в конце пары запустили шумных ботов, то другим преподавателям мстили за строгость — запускали порно во время пары, пока педсостав не стал запирать встречи в приложении. Кому-то зарисовывали весь экран, чтобы преподаватель не мог показывать слайд. Особенно досталось тем, кто технически был менее грамотен и не успевал разобраться в настройках ZOOM, где отключить саботажные настроения, чтобы писать мог только преподаватель. Разная степень мотивации присутствовать на паре очень мешает. Одни студенты не хотят учиться и мешают своим саботажем тем, кто хочет. В одной секции (35 человек) это решалось тем, что студенты, которые формально хотели присутствовать на уроке ради баллов о посещаемости, просто отключали видео и аудио, и по факту те же 5-10 мотивированных учились активно. Обучать дисциплинам с задачами с использованием математического аппарата, оказалось вовсе чудовищно трудным. Я сняла кучу видео, затратив гораздо больше времени, чем потратила бы просто на пары, чтобы студенты могли пересматривать задачи финальных экзаменов и готовиться к ним. И все равно мне пришлось проводить занятия для тех, кто не понял, в свободное время. Словом, учить потоком и учить при этом качественно — невозможно. 3. Опыт работы репетитором для школьников. У меня нет опыта работы школьной учительницей, но как человек, который призван пролить свет на темные участки в познании, могу сказать, что текущее положение оставляет желать лучшего. Онлайн-обучение неэффективно, когда дети не могут сами справиться с техникой. Ребенок постоянно отвлекается, дергаются родители, никакого толка от таких занятий нет; это же постоянное переключение между заданиями. При всем удобстве обучения через ZOOM или аналогичные платформы достаточно высок уровень формального отношения к учебе. Обесценивается работа живого урока, потому что такое же видео (и даже намного интереснее, со свистелками и завихрюшками) можно найти в YouTube. Исчезает все веселье, если честно, которое дает преподавателю ресурс во время занятий. Образование онлайн допустимо в формате один учитель на десять детей максимум. Но это не к педагогам предложения, а к системе. Педагог зачастую связан по рукам и ногам. Здесь меня справедливо спросят, а где брать персонал и оплату на труд этого персонала. Несколько путей: 1) срочно оптимизировать работу преподавателей путем упрощения отчетности, заполнения журналов и снижением бумажной волокиты, потому что преподаватель, разрази меня гром, преподает. А не погребает себя под отчетами, заполнениями журналов итп. Тьфу! Есть с чем сравнить. 2) (малопопулярный, но капиталистический способ) Нанять больше преподавателей, перенеся оплату их труда на конечного потребителя. Тут мы дружным строем двинемся к расслоению общества не только по достатку, но и знаниям. Если поднажать, можно будет обогнать древние Египет или Индию по монополизации знания и привилегиям. Но это тематика отдельной диссертации. Чтение лекций и заваливание тестами не просто неэффективно, но и бессмысленно на сегодняшний день, поскольку зайди на YouTube и убедись, что в мире есть хотя бы одна азиатка, которая делает то, что делаешь ты, лучше тебя. Лекция в пустоту без обратной связи сильно проигрывает оформленным обучающим видео в публичном доступе. Я, как родительница, не вынесла бы всех прелестей, будь я мамой российского школьника. Потому что как репетитор по инглишу, я со старшеклассниками в определенный момент начала просто яростно проходить тесты по всем предметам, чтобы им было полегче. Невозможно же! В своей ситуации с ребенком я откровенно забила, потому что он садиковский, экзаменов нет, и мне за это ничего не будет. Другие родители доверились детям. Третьи положились на репетиторов. Четвертые сами прорабатывали материал с детьми. Словом, у кого на что хватило ресурсов. При несомненных положительных сторонах онлайн-обучения (безопасность, гигиеничность, снижение рисков от обстоятельств непреодолимых сил и т.п.), все-таки вопрос о формате обучения в условиях продолжения пандемии стоит очень остро. Что думаете? Нарина Ринго ©для 12 объятий - Поддержка мам. Во всём

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ: