© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle

Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я

Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. — М.: Академический проект, 2018. — 139 с. (Психологические технологии).

 

Для кого? Для тех, кто ищет ответ на вопрос, отчего бывает депрессия. Для тех, кто не разрешает себе злиться на родителей. Для тех, кто готов признать, что их детство не было идеальным. Для тех, кто размышляет, стоит ли ему обратиться за помощью к психотерапевту и как терапия сможет помочь. Для тех, кто пережил травмирующие события в детском возрасте. Для тех, кому интересна тема насилия над детьми.

Кто автор? Психотерапевтка-еретичка, отринувшая после долгой практики все канонические положения психоанализа и ставшая независимой исследовательницей и авторкой. Её система представлений и практик является своеобразным синтезом психоанализа и гуманистической педагогики. Лауреатка международной премии им. Я. Корчака. Она родилась на Украине, детство провела в Польше, где попала в гетто, откуда ее чудом удалось спасти.

Основная идея книги: Все дети без исключения одарены от рождения способностями жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Драма одаренного этими талантами ребенка состоит в том, что его поведение, переживания и сама его жизнь могут оказаться лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности его родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая превращается в «жизнь для…». Ребенок никогда не будет свободно развиваться, пока родители не прекратят рассматривать его как свою собственность или как средство для достижения определенных, пусть даже самых благих, целей. Выбор подлинной, аутентичной жизни невозможен без особого возвращения человека в собственное детство в сопровождении психотерапевта. Такое возвращение даже способно вывести человека из состояния длительной депрессии.

Чего в книге нет? Понимания, что родители — тоже люди, которые были детьми и тоже могут быть травмированы. Точнее, такое понимание есть, но авторка принимает сторону ребенка, поэтому в адрес родителей звучат очень нелестные определения. Конкретных советов по исправлению ситуации, кроме как признать, что детство было ужасным, и пойти к психотерапевту, в книге также не найти.

Что понравилось? Авторка своим исследованием выводит из тени и разрешает проявить для себя любые чувства к родителям. Её тексты как будто придают легитимность любым темным сторонам детства, развенчивая миф о «беззаботном и счастливом» прошлом. В книге много примеров из практики авторки, книга по-настоящему научная, но в то же время весьма популярно написана. Раскрывается кухня и процесс психотерапии. Есть даже разбор биографий известных людей. Показано, что часто причины жестоких, асоциальных или странных поступков лежат в глубоком детстве. Даже выбранное направление творчества может быть обусловлено детской травмой. Интересна теория о связи депрессии со стремлением к достижениям.

Что не понравилось? Авторка явно на стороне ребенка, а не родителей, которых почти демонизирует и обвиняет во всех смертных грехах. При этом не приводит никаких способов выхода из ситуации, кроме как пройти сложную и длительную терапию. Несоответствие содержания названию: ожидала прочитать именно про одаренность в более привычном смысле. Излишняя категоричность, нагнетание катастрофы и увеличение любых проблем до психических нарушений и болезней, которыми авторка пользуется регулярно. Очевидно, такая безапелляционность продиктована её собственным детским опытом и центрированности исследований на теме жестокого обращения с детьми, но от этого читателю не легче.

 

Очень краткое содержание:

 

Глава 1. Драма одаренного ребенка или как становятся психотерапевтами.

 

Все, что угодно, кроме правды. Мы не можем изменить прошлое, но можем восстановить свое Я и вернуть утраченную внутреннюю целостность, проанализировав события прошлого. Вытеснение в бессознательное воспоминаний о перенесенных издевательствах побуждает многих людей разрушать свои и чужие жизни, чтобы скрыть от самих себя правду и не ощутить вновь отчаяние ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

Бедный одаренный ребенок. Согласно распространенному мнению люди, которые с детства являлись гордостью родителей, должны быть уверены в себе, ведь они легко добиваются успеха, ими восхищаются и им завидуют. Однако они часто подвержены депрессиям и испытывают чувство полной бессмысленности своей жизни. У многих из них была неуравновешенная мать, нуждавшаяся в определенном типе поведения своих детей. Такие дети знают, что в них нуждаются, и это дает им право на существование. Они превращаются в утешителей, советчиков, опору родителям, реагируют на неосознанные потребности других людей. Неудивительно, что впоследствии часто выбирают профессию психотерапевта. Пережитое в детстве побуждает человека отвечать на свою неудовлетворенную потребность, помогая другим людям.

Потерянный мир чувств. Ребенок способен испытывать чувства, если рядом находится человек, с пониманием относящийся к нему. Но если малыш из-за душевного волнения рискует утратить любовь взрослых, он вынужденно вытесняет их в бессознательное. С годами они накапливаются, оказывая влияние на психику, и могут пробудиться в дальнейшем.

В поисках своего подлинного Я. Психотерапия не в состоянии вернуть ушедшее детство или изменить жизненные обстоятельства, но постижение правды собственной жизни и преодоление раздвоенности дают возможность в зрелом возрасте вернуться в свой мир чувств. Способность искренне скорбеть и переживать оживляет душу. В результате рождается новая душевная инстанция — эмпатия к собственной судьбе. Чем более свободно мы выражаем чувства, тем сильнее и целостнее наша личность.

 

Глава 2. Депрессия и стремление к величию — две формы самоотрицания

 

Здоровое развитие. Если ребенок рос, видя отражения себя в матери и чувствуя ее заботу, с годами в нем может развиться здоровое самосознание. Самосознание — это естественное состояние, помогающее понять собственные чувства и желания, позволяет человеку обрести внутреннюю опору и уважать самого себя.

Аномалия: удовлетворение потребностей за счет ребенка. Если мать не сумеет распознать и исполнить истинные желания ребенка, так как сама нуждается в помощи психотерапевта, она неосознанно попытается удовлетворить с помощью ребенка собственные потребности. Это не исключает эмоциональной связи с ребенком. Но у обусловленной эгоистическими соображениями связи отсутствуют такие жизненно важные компоненты, как надежность, непрерывность и постоянство. А главное — она не создает условий, в которых ребенок смог бы выразить свои чувства и ощущения. Матери большинства страдающих депрессией людей сами были крайне неуверенны в себе и периодически впадали в депрессию.

Иллюзия любви. То, что именуется депрессией и воспринимается, как душевная пустота, ощущение бессмысленности бытия, страх перед обнищанием и чувство одиночества можно охарактеризовать обобщенно как потерю собственного Я. Истоки этих явлений лежат в далеком детстве. Психотерапия выделяет разные формы и нюансы этого расстройства. Две его крайние формы: стремление к величию и депрессия. Первое часто вызывает второе.

Величие как самообман. Чувство гордости родителей за ребенка часто соседствует с таящимися в глубине их бессознательного чувством стыда за него, когда не сбываются возлагаемые на него надежды. Человек, стремящийся к величию, полагает, что восхищение означает любовь. Он никогда по-настоящему не свободен, так как зависит от отношения к нему других людей. В душе он завидует здоровому человеку, которому не нужно всеми силами заставлять окружающих восхищаться собой и который может позволить себе быть таким, какой он есть.

Депрессия как оборотная сторона стремления к величию. Сам факт чередования состояния эйфории по поводу достигнутого успеха и депрессии подтверждают их сходство. У них общие симптомы: замена подлинного Я мнимым; утрата чувства самоуважения; перфекционизм; презрение к своим чувствам; использование других людей в своих целях; умение приспосабливаться к чужому настроению из страха потерять любовь; вытесненная в бессознательное агрессия; предрасположенность к заболеваниям; развитые чувства вины и стыда; состояние тревоги.

Депрессия как результат отрицания своего Я. Взрослым не нужна безусловная любовь. Это исключительно детская потребность, и такую любовь человеку можно дать только в детстве. Если в детстве ребенок не получил достаточно любви и не страдал от этого, позднее он просто предается иллюзиям. Мы должны весьма настороженно относиться к человеку, обещающему нам «безусловную» любовь. Неспособность женщины испытывать материнские чувства может быть следствием перенесенного в детстве насилия. Освобождение от депрессии не порождает радостного настроения и не приводит к полному избавлению от душевных мук. Оно лишь позволяет жить свободно и наслаждаться проявлениями естественных чувств, которые далеко не всегда оказываются прекрасными.

Социальный аспект депрессии. В ребенке, эмоциональная сфера которого выхолощена, так как он выполняет требования близких родственников, дремлют силы противодействия такому поведению. Некоторые подростки выбирают новые ценности, противоречащие ценностям родителей. Но если эти устремления не обусловлены ощущением естественных потребностей и чувств, подросток начинает подстраиваться под новые идеалы так же, как раньше подстраивался под желания родителей. Он вновь будет отвергать подлинное Я с целью снискать признание и любовь сверстников.

 

Глава 3. Презрение как заколдованный круг

 

К чему приводит унижение ребенка и презрительное отношение к его слабостям. Страх, испытываемый беззащитным ребенком, внушает взрослому чувство силы и уверенности в себе. Проявления чувств бессилия, ревности и одиночества взрослые порой наблюдают впервые лишь у собственных детей, так как в детстве им не дано было сознательно испытать эти чувства. Презрение есть оружие слабого и защита от чувств, напоминающих о фактах собственной биографии. Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Дети, чьи права ущемлялись родителями, став взрослыми, могут бороться с «царящей в мире жестокостью» и одновременно неосознанно мучить своих близких. Поэтому крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением. Это возможно лишь в том случае, если человек эмоционально переживет насилие и впоследствии осмыслит переживания.

Выражение презрения через сексуальные извращения и невроз навязчивого состояния. У многих людей потребность в защите, заботе, ласке и страстное желание любви в достаточно раннем возрасте уже неразрывно связано с сексуальными потребностями. Часто они некритически воспринимают различные концепции, оправдывающие их сексуальные пристрастия, и полагают, что «наука доказала нормальность их поведения». На самом деле они лишь стремятся сохранить подлинную историю своей жизни в бессознательном.

Последствия насилия над ребенком для общества. Никакие попытки объяснить пациенту, что алкогольная или наркотическая зависимость есть всего лишь реакция на жизнь в больном обществе, не избавят его от губительных влечений. Подавление свободы и принуждение к приспособленчеству начинаются не в офисе или на фабрике, а непосредственно в колыбели. Облегчить участь пациента могут создающиеся при помощи психотерапевта ситуации, которых он вновь испытывает свой первый страх — страх перед презрительным отношением к нему горячо любимых родителей. Вполне естественной реакцией на это отношение являются возмущение и скорбь.

Одиночество презирающего. Презрение к людям и болезненная страсть к разного рода достижениями и рекордам («он не может, а я могу») представляются некоторым гарантией того, что удастся избежать депрессии (привет, белопальтовый инстаграм :). Стремление к величию питает иллюзии, но оборачивается презрением человека к самому себе в глубине души. Ведь все, что не попадает под определения «великолепный», «сильный» и «умный», достойно презрения. Таким образом, он, как и в детстве, бесконечно одинок.

Избавление от презрения. Неприятие родителями сущности своего ребенка вызывает у него горькое разочарование, выражающееся в том, что ребенок начинает так же относиться к другим людям. Конкретные формы этого отношения очень индивидуальны. Целительное воздействие на психику окажется ярко выраженным, если человек воспримет деструктивное поведение своих родителей с помощью наглядного отрицательного примера. Потрясенного трагизмом детских впечатлений человека нельзя больше увлечь словами. Переживания возвысили его в собственных глазах. Сознательно выстрадавший понимание своей трагической судьбы человек гораздо более ясно и быстро почувствует страдания других, даже если они тщательно их скрывают. Он не станет издеваться над чужими чувствами. Он разомкнет заколдованный круг, перестав преодолевать свою закомплексованность посредством презрения к окружающим. Их пробудившееся сознание со временем позволит высветить многие неизвестные сейчас общественности темные стороны современной жизни.

 

Послесловие

После выхода книги прошло больше 20 лет. Она была первой из целого ряда попыток убедить психотерапевтов в необходимости учитывать значение эмоций для человека. Новые перспективы открывает нейробиология. На основании многочисленных наблюдений ученые пришли к выводу, что люди, лишившиеся мозгового центра управления эмоциями, не в состоянии принимать разумные решения и хоть как-то устроить свою жизнь. Этот вывод важен для понимания последствия душевных травм, полученных ребенком.

 

Резюме: Очень неоднозначное впечатление о книге. Думаю, оно обусловлено ее назначением и несоответствием названия и содержания. Текст хорош как пособие для пациента, позволяющее ему понять, что такое психотерапия и с чем ее едят. Авторка с немецкой педантичностью многократно объясняет, насколько важны детские переживания и как важно их заново прожить в безопасной атмосфере кабинета терапевта, чтобы обрести свое подлинное Я. Насколько я знаю, для психотерапевтов эта книга входит в список классических трудов при обучении. Но я бы НЕ рекомендовала ее родителям, воспитывающим детей. Особенно родителями на грани и без ресурса. Даже если таких родителей чувство вины не поглотило, то после прочтения их накроет как снежной лавиной. Единственный совет, который можно вынести родителям из исследования: если тяжело с ребенком, то лучшее, что можно сделать — отвести себя на терапию.

 

Юлия Подшибякина, специально для "12 объятий"

© При копировании материала ссылка на сайт https://www.12momshugs.ru/обязательна.

 

Остальные резензии можно посмотреть нажав на тэг "кудрявые книжки" (список тэгов внизу поста)

 

Иллюстрацию к рубрике нарисовала ivwva_

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Please reload