© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle

«Мама потерялась… Куда она девалась?»

Триггеры: тревожные ситуации, разлука с ребенком.

 

Вы помните свои самые сильные детские страхи? Я – да, потому что они большей частью все остались со мной :) Странно, однако страха потеряться среди них не было. Возможно, для ребенка, росшего в очень маленьком городке и редко выходившего со двора без родителей, он был не очень актуален, а может быть, он вытеснился или замаскировался, как это, видимо, часто бывает с детскими страхами. В общем, я не могу объяснить, почему я боялась и ненавидела читать совершенно безобидную, на первый взгляд, детскую книжку, перешедшую мне по наследству от мамы – повесть советского писателя С. Розанова «Приключения Травки». Все, думаю, знают, что советская литература была практически беспощадна к своим маленьким читателям, однако в «Приключениях Травки» не погибают пионеры, не тонут в речке игрушки и суровые мамы не отправляют в ночи своих сыновей возвращать сторожам украденные огурцы.

Повесть рассказывает, как пятилетний (!) Трофим потерялся в большом городе, а потом благополучно нашелся, при активном участии большого количества добрых людей. Но, сколько я себя помню, я дочитывала максимум до того момента, когда Травка в метро отпускает папину руку и… нет, теряется он по сюжету позже, но у меня и сейчас замирает сердце, когда я читаю, как «папа взял билеты и вернулся на то место, где оставил Травку. Лыжи валялись под лавкой, а мальчика не было. У папы сразу упало сердце. Он посмотрел под лавку, потом залез на нее, чтобы ему было лучше видно сверху, и крикнул громко: - Травка! Травка!» Потому что теперь в «топе» моих кошмаров – не потеряться, а потерять ребенка, особенно в незнакомом многолюдном месте. Этот сюжет о нечаянной разлуке (и последующем воссоединении, конечно), волнует многих детских авторов, которые спешат порадовать нас историями благополучного возвращения потеряшек...

Еще один советский «триллер», да что уж там, по степени травматичности настоящий ужастик, до боли знакомый многим по мультфильму – это «Мама для Мамонтенка» Дины Непомнящей. Отрыдав над этим мультиком положенное в детстве, я твердо решила, что дочери его показывать не буду, а слезы тщетности мы будем проливать над менее душещипательными вещами, типа разбитой чашки или улетевшей бабочки. Но опасность подкарауливала меня в совершенно неожиданном месте – в библиотеке, где дочь высмотрела и хватанула книжку с трогательным мохнатым мамонтенком на обложке. Пришлось брать и читать, внутренне сжимаясь в процессе, предчувствуя неизбежные рыдания в финале… Обошлось без них, хотя в одной из сцен Штирлиц был ужасающе близок к провалу:

 

Главное – что в итоге мама-Слониха все же образумилась и признала свое (?) дитя, даже укутанное в шубу, грозящую в Африке смертью от перегрева. Впрочем, это детали, как и тот факт, что в одной из книжных версий Мамонтенок беседует на Севере с белым медвежонком и моржом, а в другой – с северным оленем, и в Африке его встречают в одном варианте обезьянка и бегемотиха, в другом – обезьянка и лев. Главное, что мир не без добрых зверей, и нет, я не собираюсь пересматривать мультик, чтобы вспомнить, какой вариант каноничный )

Рассказывая о расставании с родителями, и Розанов, и Дина Непомнящая, и современные писатели следуют одной и той же схеме – потеряшке пытаются помочь разные животные/насекомые/неопознанные существа (ибо я не понимаю, чем же все-таки являются мюклы Нурдквиста), но счастливый финал обязателен. Всеми любимая Джулия Дональдсон на пару с Акселем Шеффлером рассказывает, как мотылек пытается “вычислить” из всего многообразия фауны джунглей потерявшуюся родительницу маленькой обезьянки:

 

Молодой, но очень талантливый бельгийский художник Квентин Гребан, создатель оригинального и трогательного стиля детских иллюстраций (например, к “Белоснежке”, “Дюймовочке”, “Русалочке”), в своей характерной манере представляет нам историю маленькой божьей коровки, случайно улетевшей от мамы и нашедшей ее благодаря своему таланту и доброте окружающих. Как и книга Дональдсон, “Сюзетта ищет маму” вполне подойдет для самых юных читателей (в смысле, слушателей и созерцателей - в обеих книгах большие, яркие картинки и небольшой объем текста).

  

Картинки “ведут” за собой сюжет в истории еще одного “потеряшки” - медвежонка из книги Хейзел Линкольн. Строго говоря, пушистый детеныш не потерялся, а сам убежал от мамы в поисках зашедшего солнца, но к утру благополучно вернулся; никаких модификаций уже знакомой фабулы нас не ожидает, но картинки так хороши, что заставляют сожалеть о краткости предпринятого медвежонком путешествия - мог бы и еще побродить в каких-нибудь живописных местах, честное слово. Тем более что естественных врагов у белых медведей в природе все равно нет, и малышу практически ничего не угрожало (в отличие от маленькой хрупкой Сюзетты, например):

 

Не все маленькие бродяжки теряют именно маму. Знаменитый котенок Финдус, отправившийся на экскурсию по старому дому и попавший, как он думал, “в осаду” к старому барсуку, больше всего мечтал вернуться к своему хозяину:

 

А в другом бестселлере Нурдквиста, рассчитанном, на мой взгляд, на более взрослых читателей, чем истории про Финдуса, теряется старшая сестра, а ее братишка отправляется на ее поиски вместе со дедушкой-крысом. У меня к этой книге немало претензий - и к очень специфической, неуклюжей ритмике стихов, которые, в сущности, нужны, только чтобы в книге был какой-то текст, и к “психоделическому” стилю иллюстраций, и к увертливости крысы-беглянки, которую, по концепции книги, нужно найти на каждой странице, хотя мне пока это не везде удалось… И все же ей не откажешь в фирменном нурдквистовском обаянии, присущем этой “стране чудес” по-скандинавски, с ее брейгелевским нагромождении вещей и деталей, игрой масштабов и буйством красок:

 

И хотя этот сюжет все равно остается для меня как для мамы очень тревожащим и доставляющим дискомфорт, нельзя не признать, что сцена воссоединения во всех книгах очень трогательная и успокаивающая ) И все же лучше никогда не теряться и не терять, чего всем и желаю).

 

 

 

 

Оксана Разумовская, специально для «12 объятий»

 

При копировании ссылка на сайт обязательна https://12momshugs.ru

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Please reload