© 2023 12 объятий. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte - White Circle

Щелкунчик - спектакль для детей или все - таки для родителей?

Щелкунчик -  спектакль для детей или все - таки для родителей?

Субъективный взгляд на самый новогодний в мире балет.

 

Здравствуйте, дорогие подписчицы 12 объятий! За этот год многие из вас стали мне практически родными, и поэтому я  чувствую огромную ответственность, так как данный текст о том, что не просто дорого моему сердцу. Дело в том, что я всем своим существом ощущаю танец как важнейшее из всего, что есть во Вселенной. Не подумайте, пожалуйста, это не преувеличение и не ажурная вязь помпезных слов только ради слов. Танец как средство человеческого самовыражения - это все, что есть у меня постоянного. Определенного в моем гребаном декрете, где наперед не предскажешь даже 10 последующих минут (Америку открыла вам сейчас, да?)). Танец — моя профессия и призвание, моя поддержка, моя связь с собой настоящей. Танец — это я.
 

Чаще всего я рассказываю о своём восприятии искусства танца читая лекции. Выразить подобное в письменном виде для меня намного сложнее, но именно для вас мне хочется стать проводником в это космическое измерение, полное перехватывающих дыхание открытий, занятных тем для обсуждения и размышлений, а также неимоверного удовольствия от соприкосновения с подлинным искусством.


Итак, я задумала вам рассказать о балете «Щелкунчик». Самый новогодний и сказочный во всех отношениях спектакль. Что ценного для меня в этой теме?

Во-первых, этот балет — лучший способ погрузиться в атмосферу любимого праздника — Нового года. Кроме того, это элитарное искусство в силу своей сложности и из-за этого непонятности лишается большого количества зрителей, а я не могу на это спокойно смотреть. Это все равно как воспринимать на слух иностранную речь: 90 процентов слов которой не понимаешь, поскольку не знаешь их значения. Чаще всего даже те, кто ходит в театры и знает, о чем постановка, воспринимает спектакль в целом, как красивую картинку, не имея возможности воспринимать тонкие нюансы происходящего на сцене, поскольку язык балета очень специфичен - настолько, что в полном объёме доступен очень увлеченным балетоманам и профессионалам с хореографическим образованием.

 

Балет "Щелкунчик" в постановке Театра классического балета Н.Касаткиной и В.Василёва 

 

“Как насчет того, чтобы насладиться атмосферностью «Щелкунчика», отрешившись на время от бытовой рутины и увлеченно погрузившись в происходящее, радостно воспринимать большую часть хореографии, ликуя от открывающихся новых смыслов? Вряд ли кого-то из нас затащишь в кино на сеанс на языке иностранного оригинала, если мы им не владеем. Как донести важность и красоту балета, объяснить рядовому зрителю, что это за язык такой диковинный и раскрыть хотя бы часть нюансов?” - бесконечно спрашиваю и спрашиваю я себя. И еще долго буду спрашивать, пока у меня не получится хотя бы в какой-то мере, хоть самую малость перевести язык балета на нормальный, рядовой русский.

Вариантов постановок «Щелкунчика» в настоящее время существует великое множество. Я попробую внятно объяснить, почему, по моему субъективному мнению, «Щелкунчика» в большинстве балетных театров России предпочтительнее смотреть родителям и детям начиная с 11-13 лет;  как правильно выбрать спектакль, подходящий возрасту малышей 3+; как подготовиться самому и подготовить своего ребенка 11-13 лет и старше к просмотру «серьезного» «Щелкунчика» в балетном театре.

 

Сюжет


Автор повествует нам о детском новогоднем празднике, в ходе которого главная героиня, в русской традиции - Маша (Мари, Клара - в разных интерпретациях сказки), получает в подарок чу́дную игрушку - Щелкунчика, приходит от нее в неописуемый восторг и засыпает в обнимку со сказочным другом. Во сне Маши разворачивается основное действие всего балета - Щелкунчик трансформируется в некое подобие прекрасного принца, обладающего всем необходимым набором прекрасных качеств - красота, храбрость и отвага - и вместе с Машей они преодолевают множество опасных приключений: путешествуя по сказочной стране Конфитюренбург, вступают в схватку с Мышиным Королем и его армией и т.д. Кульминацией сюжета является воссоединение Маши и Щелкунчика. Прекрасный праздник в честь их свадьбы украшается ярким танцевальным (а как же иначе в балете?) выступлением героев сказок Гофмана: Синяя птица, Кот в сапогах и т.д.
Проснувшись, Маша обнаруживает, что все было лишь сном и, обнимая Щелкунчика-игрушку, наслаждается послевкусием произошедшего в забытьи.  

Самый первый балет «Щелкунчик» был поставлен в Петербурге в декабре 1892 года (музыка П. И. Чайковского) на сцене Мариинского театра. Есть мнение, что постановка изначально ориентирована на взрослую аудиторию, и с ним трудно не согласиться. Далее подробно рассмотрим, что и какому возрасту может подойти.

Об ошибочности возрастного ограничения в театрах


«Щелкунчик» в том виде, в котором его дают в большинстве театров оперы и балета в России, представляет собой действо длиной минимум 2 часа, насыщен большим количеством действующих лиц, сложной для детского шести-семи летнего восприятия музыкой Чайковского, и сам смысл происходящего на сцене изначально, при создании балета, был рассчитан на самое что ни на есть взрослое сознание. Итого, что мы имеем? Длииительное, не самое легкое времяпрепровождение с ребенком в театре, осложненное зрительным и слуховым (а очень вероятно, что так и произойдет) перегрузом. Поэтому я нахожу сомнительным желание показать полноценного «серьезного» Щелкунчика детям младше хотя бы 11 лет, принимая во внимание, однако, что у разных детей разное восприятие и кому-то может прийтись впору по восприятию взрослый спектакль и раньше. Но, все же, помилуйте, 6 и 7 лет! Сможет ли ребенок по-настоящему вникнуть в происходящее и восхититься им, или для него и родителей такой культпоход окажется нервотрепкой и перегрузом нервной системы? С другой стороны, если малыш не настолько чувствителен, чтобы перевозбудиться, а для получения удовлетворения ему будет достаточно атмосферности спектакля, нарядных улыбающихся артистов и красочных декораций с музыкой и изящным исполнением танцев — имеет ли смысл мне агитировать родителей дожидаться, пока рак на горе осознанности детского сознания свистнет, ребенок дозреет более глубоко воспринимать сюжет и только тогда идти? Не имею однозначного ответа. Возможно, наилучшим вариантом будет выбрать спектакль детского театра балета (театры такого типа наличествуют в больших городах, как минимум, Санкт-Петербурге и Москве), есть шанс, что по смыслу и сенсорной нагрузке они сгодятся возрасту 6+ больше, чем малышковые 40-минутные постановки, которые этому возрасту уже скучны, а серьезные академические балеты еще сложны для восприятия.
Верю, что вы прекрасно ориентируетесь в индивидуальностях ваших детей, а мои теоретические размышлизмы о «Щелкунчике» критически воспримете как информацию к обдумыванию.

Как выбрать спектакль для возраста от 3 до 6 лет ?


Готовясь к написанию этого текста, я совершила увлекательное виртуальное путешествие по сайтам ведущих балетных театров России, благодаря чему нашла идеальный по всем параметрам спектакль, адаптированный для малышей раннего «театрального» возраста. Он нашелся в городе Екатеринбург, в театре балета, который так и называется - «Щелкунчик». Понятно, что данная постановка, хочешь не хочешь, является визитной карточкой театра и, надо думать, выполнена на высшем уровне. Для возраста 3+, который совершенно справедливо и осознанно указывается в афише, предлагается действо длительностью адекватных 40 минут, в основе которого, судя по описанию на сайте, лишь некоторые сюжеты и мотивы из Щелкунчика, дополненные несложными танцами. То есть, судя  по всему — и по длительности, и по воздействию на зрение, и, надеюсь, слух — постановка обещает быть адаптированной исключительно под нужды как минимум трехлетних театралов. Считаю, что на указанные параметры полезно и правильно ориентироваться при выборе спектакля для малышей и в других городах, если родителю важно, чтоб детеныш пришел в восторг и неистово и куражно выплясывал балетные па, подражая артистам, эмоционально при этом чересчур не утомившись. Самим родителям в ходе такой постановки доведется насладиться, что тоже того стоит, восторженным взглядом самых любимых на свете детских глаз, но не более того. Сюжет, скорее всего, заставит взрослого зрителя заскучать или в лучшем случае умилиться наивности, предсказуемости и неспешной динамике повествования.

Лучшим вариантом для возраста от 6 до примерно 11 лет считаю постановки Щелкунчика в детских балетных театрах, потому что исполнителями балета являются дети, а значит и сюжет адаптирован под них так, чтобы они смогли наиболее полно его выразить. Соответственно, детям – зрителям такой вариант может подойти больше. Подобные театры есть скорее всего в тех городах, где функционируют театры оперы и балета.

 

 Как подготовить к просмотру «Щелкунчика» себя и ребенка 11-13 лет


Здесь я побуду немножко занудой и скажу, что уверена в необходимости не просто торопливого чтения програмки за 5 минут до начала, а вдумчивого ознакомления с сюжетом (на балетном жаргоне - либретто) до похода в театр — сможете и сами четче понять, что и почему на сцене происходит, и ребенка подготовить, чего от представления ждать. Рекомендация на первый взгляд от кэпа, но по моему убеждению, Щелкунчик, да и все балетные постановки середины - второй половины 19 века остро нуждаются в том, чтобы к их просмотру осознанно готовились. А то в основном современное искусство привыкли часто обвинять в том, что без километровых пояснений ничего не понятно. Если ничего не знать о балете Щелкунчик и прийти его смотреть, общее понимание и некоторое удовольствие, безусловно, получить можно, но по сравнению с осознанной подготовкой  такое восприятие можно сопоставить со взглядом через мутное стекло.

 

В рамках статьи сделать так, чтобы после ее прочтения Щелкунчик стал понятен нота за нотой и шаг за шагом, к сожалению, невозможно. Считаю возможным дать несколько опорных моментов для понимания, но в большей степени хотелось бы обратить ваше внимание на спорные интересные аспекты, над которыми, как мне кажется, интересно было бы поразмышлять.

 

Как вам, к примеру, такой вопрос – как объяснить ребенку, почему партию девочки Маши исполняет взрослая танцовщица? Это очень тонкий момент. Артистка должна обладать ощутимым даром перевоплощения и убедительности, чтобы мы со сцены воспринимали ее значительно моложе, чем она есть, и верили в происходящее. Известны, конечно, примеры, когда никто не смел не то, что осудить, а и задаться вопросом, почему оно так – сорокалетняя Галина Уланова исполняет партию Джульетты – настолько балерина была драматически и актерский одарена. Однако Маша в Щелкунчике в исполнении прославленной Екатерины Максимовой (балет 1965 года, есть в сети), несмотря на совершенство в танце, ее девическую изящность и хрупкость, вызывает у меня много вопросов. Я вижу, что на сцене взрослый человек, не наивный ребенок, а видеть вроде бы не должна. Предпочитаю постановки, где все же главную партию отдают ученице хореографического училища (такая практика точно существует в академии им. А. Я. Вагановой в Петербурге). На премьере в 1892 году, кстати, Машу исполняла 12 летняя танцовщица, а Щелкунчика – 17 летний танцовщик.


Следует особое внимание обратить на выдающуюся, потрясающую музыку Чайковского. Здесь я бы особенно не стала лезть в дебри и копаться в музыкальной грамоте, а насладилась бы тем впечатлением сказки и предстоящего праздника, которые музыка дарит. Считаю, что величию Чайковского нет предела - ему удалось создать настолько говорящие музыкальные композиции для Щелкунчика, что я лично буквально могу услышать запах мандаринов и сходу окунуться в предвкушение новогоднего чуда. Здорово было бы вместе с ребенком отследить (после предварительного ознакомления с либретто), какая музыка с каким персонажем соотносится и что выражает.

Несколько иную интонацию композитор передает ближе к концу - в заключительном танце Маши и Щелкунчика, торжественно-праздничном, но в то же время полным грусти и, я бы сказала, мрачной тревоги. Вопрос, почему оно так сложилось у Чайковского, для меня остается открытым, но дает простор для размышлений в сторону смыслов, скрывающихся за объединением двух людей в любящий союз, т. е. это не «и жили они долго и счастливо», а, возможно, намек на сложности и предстоящие жизненные трудности. Этот мотив присутствует только в музыке, танцем он никак не подчеркнут и не выражен (по крайней мере, в большинстве традиционных спектаклей).

 

Если отставить в сторону историю создания, музыку и сюжет, что же можно сказать про сам танец в Щелкунчике? Прежде всего, главное – он не является средством выражения какого бы то ни было смысла, связанного с сюжетом. Танец – связующее между всеми составляющими балета, прославляющий красоту и изящество человеческого тела. Под составляющими я понимаю костюмы, декорации, музыку, сюжет и историю создания (спойлер: начинал сочинять танцы балетмейстер Мариус Петипа, но так уж вышло, что закончил – его ассистент, Лев Иванов, и если бы не он, ещё бы неизвестно, что получилось бы на выходе и что в результате мы могли бы видеть сейчас; композитор Чайковский внёс свою лепту в создание сюжета). Думаю, танец в Щелкунчике не на первом плане, но он – основной из языков, на котором спектакль «говорит» со зрителем, завершающий штрих, благодаря которому мое восприятие Щелкунчика становится наиболее полным. 
Обращаю ваше внимание, что помимо изящества линий танцовщиков и аристократизма, которым буквально пропитан каждый их вздох, «массовые эпизоды» в «Щелкунчике» отличаются идеально выверенной симметрией перестроений и синхронностью исполнения. Особенно отчётливо это видно в танце снежинок. В этом смысле хорошо бы смотреть спектакль, выбрав места на балконе, чтобы было ощущение вида сверху – тогда вся его логика, утонченность и красота предстанут перед нами в полной мере. 
И последнее – музыка настолько «плотно» заполнена танцевальными движениями и исполнять их артистам надлежит настолько безусильно, что просто диву даёшься, насколько вынослив может быть человек. Ну как тут не поверить в чудо?

 

Мне бы очень хотелось, чтобы вы вдохновились моим описанием балета и нарыли бы еще больше смысловых пластов в истории его создания и в либретто. Но еще больше я бы желала возможности для каждой из нас однажды попасть на Щелкунчика, который будет настолько хорош, что позволит отрешиться от всего земного, наполнит ощущением настоящего искусства и пройдёт на одном дыхании.

С наступающим, дорогие!

P. S. О том, куда сходить на Щелкунчика в разных городах России и в том, что выложено в сети, смогу хорошо сориентировать. Так что задавайте вопросы в комментариях.

 

Виктория Лобанова, специально для "12 объятий"

При копировании материала ссылка на источник обязательна

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Please reload