Токсичные последствия обучения в "достигаторских" школах

Давление из-за необходимости достижений вызывает душевные страдания в так называемых «лучших школах».


Родители прилагают множество усилий, чтобы дать своим детям возможность поступить в школу, учащихся которой натаскивают на высокие достижения в образовательных показателях. Школа с высокими показателями (или достигаторская школа) определяется как школа, в которой учащиеся получают высокие баллы по стандартизированным тестам, а высокий процент выпускников поступает в престижные учебные заведения профессионального образования. Родители идут на разные хитрости, чтобы достичь желаемого и поступить в такую школу. Некоторые переезжают в богатые пригородные районы и платят за жилье больше, потому что тамошние школы обладают высокими рейтингами. Некоторые платят огромные деньги за образовательные курсы, чтобы отправить ребенка в частную школу достигаторства. Некоторые нанимают репетиторов, чтобы помочь своим детям получить проходной балл на вступительных испытаниях в эти школы. Все это стоит денег, поэтому в значительной степени такие тенденции можно наблюдать среди родителей с доходом выше среднего.


Эти родители не знают, что они могут настраивать своих детей на провал. Не в учебе, а в жизни. Если бы родители знали реальное положение дел и вели себя разумно, они бы сознательно избегали достигаторских школ для своих детей. Они бы переехали из квартала, где расположена самая лучшая школа. Они бы потратили деньги, которые собирались потратить на репетиторство или курсы, на более приятные семейные занятия. Здесь я представляю некоторые из фактов, которые задокументированы многими исследованиями, особенно исследованиями, проведенными за последние два десятилетия Сунией Лютар (Прим.пер.: Суния С.Лютар - американская исследовательница и ученая индийского происхождения, признанное светило научной педагогики и психологии).


Учащиеся достигаторских школ демонстрируют гораздо более высокий уровень тревожности, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами, чем ученики обычных школ.


В 1990-х годах Лютар изучала влияние бедности на психическое здоровье подростков. В исследовании с участием городской молодежи из семей, живущих за чертой бедности, она обнаружила высокий уровень тревожности, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами. Затем одна из ее аспиранток озадачила ее, предположив, что эти проблемы могут не ограничиваться детьми из беднейших слоев общества, поэтому она начала проводить подобное исследование с подростками из богатых пригородных районов. Примечательно, что она обнаружила: уровни тревожности, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами (включая алкоголь и тяжелые наркотики) были даже выше среди этих предположительно «привилегированных» молодых людей, чем среди подростков, живущих в бедности (Luthar & Latendresse, 2005).


Исследуя далее, Лютар и ее коллеги обнаружили, что наиболее значимой переменной в прогнозировании таких проблем является не благосостояние семьи как таковое, а посещаемость достигаторских школ (High Achievement Schools - HAS). Они обнаружили, что в HAS страдают не только студенты из богатых семей (Ebbert et al., 2019). Страдают и учащиеся из семей поскромнее в таких школах. Важным фактором влияния на самооценку учащихся оказались не только академические достижения, но и успехи во внеклассных мероприятиях, таких как занятия спортом, которые поощряются и ценятся школой.

В одном исследовании, охватившем девять достигаторских школ, среди которых были как частные, так и государственные, ученые обнаружили показатели клинически значимого уровня тревожности и депрессии, которые в шесть-семь раз превышали средний показатель по стране для людей в этом возрастном диапазоне (Luthar, Kumar & Zillmer, 2020 ). Они также обнаружили, что корень этих проблем у учащихся в HAS сильно отличается от причин страданий студентов из бедных семей. В то время как учащиеся, живущие в бедности, борются за физическую безопасность и выживание, студенты HAS страдают от интенсивного, неумолимого давления с целью достижения результатов (Luthar, Kumar & Zillmer, 2020).


Вредные последствия посещения школы с высокими успеваемостями носят длительный характер.


Лонгитюдное исследование (Прим.пер.: Лонгитюдное исследование - это научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет) показало, что пагубные последствия посещения достигаторских школ сохраняются и после ее окончания. Одно исследование показало, что показатели клинически значимой алкогольной и наркотической зависимости среди выпускников HAS были в два-три раза выше, чем в среднем по стране на протяжении всего обучения в колледже и, по крайней мере, в течение нескольких лет после его окончания (Luthar, Small, & Ciciolla, 2018). Одно очень долгосрочное исследование, начатое в 1960-х годах, показало, что выпускники достигаторских школ, где требовали вступительные экзамены к обучению, при последующих наблюдениях через 11 и 50 лет имели более низкую успеваемость, чем выпускники простых школ, из соответствующих социально-экономических слоев населения (Gölner et al, 2018). Те, кто учился в обычных школах, были не только психологически более здоровыми, но и зарабатывали больше денег и с большей вероятностью занимали престижную работу, чем те, кто ходил в школы, куда отбирали лучших из лучших.


Токсичное давление из-за обязательной отличной успеваемости на учащихся из HAS исходит от родителей, учителей, сверстников и, в конечном итоге, от самих учащихся.


Опросы и интервью с учащимися в HAS показывают, что основной причиной их страданий является неослабевающее давление с целью добиться хорошей успеваемости в школе и в других важных для школы занятиях. Ожидания настолько высоки, что меньшее “превосходного” для других мест, здесь рассматривается как провал. Взрослые и сверстники верят, что отличная успеваемость во многих сферах деятельности, продвигаемых школой, необходима для поступления в престижный колледж, что, в свою очередь, важно для получения хорошо оплачиваемой и статусной работы. Меньшее будет представлять собой жизненную неудачу.


Я сам слышал от студентов, которые считают, что четверка в табеле успеваемости разрушит их жизнь. Как я доказал в предыдущих статьях, идея о том, что посещение престижного колледжа дает хороший толчок в карьере или любом другом аспекте жизни, оказалась ложной в ходе тщательного лонгитюдного исследования. Когда учитываются фоновые факторы, такие как доход родителей и индексы способностей, не имеет значения, в какой колледж поступает человек. Но это исследование было проигнорировано, и вера в это заблуждение сохраняется.


В многофакторном исследовании Лютар и ее коллеги изучили относительную роль родителей, учителей и сверстников в создании токсичного давления, которое испытывают учащиеся (Ebbert et al., 2019; Luthar, Kumar, & Zillmer, 2020).


Что касается родителей, исследователи обнаружили, что молодые люди, родители которых подчеркивают внешние ценности, более подвержены страданиям, чем те, чьи родители подчеркивают внутренние ценности. Внешние ценности связаны с публично наблюдаемыми наградами, которые считаются знаками достижений, такими как отличия, трофеи, почести, деньги и высокий статус карьеры. Внутренние ценности связаны с такими вещами, как удовольствие и смысл жизни, порядочность, помощь другим и настоящая дружба. Исследование также показывает, что молодые люди, которые чувствуют, что любовь или уважение родителей к ним зависит от их достижений, особенно подвержены страданиям.


Что касается учителей, то исследователи обнаружили, что те, кто использует давление с целью добиться от своих учеников отличных академических результатов и кто не ценит своих учащихся такими, какие они есть, независимо от успеваемости, причиняют больше вреда, чем учителя, которые смотрят дальше оценок и видят в своих учениках людей.


Что касается сверстников, то атмосфера соревнования, сопровождаемая презрением к тем, кто работает хуже, и завистью к тем, кто работает лучше, может препятствовать развитию настоящих дружеских отношений и тем самым подавлять эмоциональную поддержку со стороны сверстников, в которой особенно нуждаются подростки. Такая атмосфера также способствует развития буллинга всех сортов и ударным показателям по списыванию и мошенничеству.


Со временем в такой среде учащиеся достигаторских школ склонны осознавать давление. Они сами становятся самыми суровыми критиками: «Если я не идеален, я ничего не стою». Это когда они начинают резать себя в формате селфхарма или фантазировать о самоубийстве или даже пытаться это сделать. Мы, как общество, сошли с ума, делая упор на ценность высокой успеваемости, и нигде это не проявляется так явно, как в школах с высокими достижениями.


Мнение переводчицы статьи:

Как человек, который досыта накушался установок, что четверка - это не оценка, а тройка - срочно вызывайте пожарных - я хочу добавить, что очень часто быть идеальным студентом это единственный уровень компетентности таких тревожных учащихся. Да, их конспекты выглядят, как расшифровки речи преподавателя, они помнят все константы, но взгляните на оборотную сторону. После окончания университета они не знают, как принять решение и расставить приоритеты, потому что стремятся к максимальному успеху. Или, наоборот, злятся, что сразу не выходит идеально. Или расстраиваются, что теоретическая подготовка не особо помогает в коммуникации. А синдром самозванца? Перед экзаменами - это бессонница, прокрастинация, набор веса или чрезмерное похудение, депрессия и желание уснуть и не проснуться. Дети используют выражение “завалить экзамен” в значении “сдать ниже “отлично”. Кто-то получает четверку по высшей математике и не спит три дня, потому что не может перестать себя ругать. Оно того не стоит. Если ребенок каждое воскресенье мечтает уснуть и не проснуться, чтобы не идти в школу, чтобы не быть успешным во всех областях, такая школа - бесполезная трата денег и времени.


Написал: Питер Грей, профессор-исследователь Бостонского колледжа, автор книг «Свободное обучение» и «Психология» (Worth Publishers, учебник для колледжа, восьмое издание)


Перевела: Нарина Ринго специально для 12 объятий - Поддержка мам. Во всём


Статья опубликована в журнале Psychology Today 15 июня 2021 года

Доступна по ссылке.


СООБЩЕСТВО ДЛЯ МАМ, КОТОРЫЕ УСТАЛИ: 

"12 объятий" - проект для мам, которые верят, что каждая мама для другой - это огромный ресурс поддержки, и которые стремятся эту поддержку как получить, так и подарить. 
Мы верим, что именно мамы могут по-настоящему понять друг друга. При чём понять не осуждая, не оценивая, принимая как есть.
 

На этом сайте - авторские материалы, сделанные специально для "12 объятий". Живое общение в рамках проекта - на нашей странице ВКонтакте.

 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАМ В ПАБЛИКЕ "12 ОБЪЯТИЙ" ВКОНТАКТЕ
  • Vkontakte - Black Circle
ПОИСК ПО ТЭГАМ: