Упражнение с остановленной злостью
Злость - это чувство, которое возникает у нас когда:
Наши потребности/желания не удовлетворяются.
Нарушаются наши личные границы.
Как приправа для других чувств (страха, стыда)
Это чувство может иметь разные формы, начиная от еле ощутимого отвращения и заканчивая яростью, переходящей в аффективное состояние (когда мы не понимаем что происходит, реагируем очень эмоционально. Основной ингредиент аффекта - двигательная активность (это может быть бой посуды во время ссоры).
Злость, как и все остальные чувства, живет у нас в теле. И самым действенным способом прожить ее является физическая разрядка. Это когда вы можете в безопасной обстановке побить подушки, поскручивать полотенца с криками, плачем, остановленными словами. Одновременно осознавая, на кого злость направлена. Но это способ самостоятельной работы доступен не всем. Так как в нашей культуре есть запрет на выражение физической агрессии.
Сегодняшнее упражнение про остановленную злость. Ту которую не удастся донести до адресата. И, часто, мы ее сливаем не туда куда хотим, а туда где доступно и безопасно, например, на близких. Оно поможет глубже понять причины вашей злости, тем самим снизил градус ее переживания.
Эту технику стоит выполнять после завершения стрессовой ситуации и при невозможности изменить отношения к проблеме. В общем, если вас не слышат, вы в тупике, но чувствует бодрый заряд злости.
Время выполнения: 30 минут.
Инструкция к упражнению.
Возьмите лист бумаги, разделите его на три колонки и заполните их следующим образом:
А. Эмоции. Осознайте и запишите эмоции, возникшие в ходе стрессовой ситуации. Осознанию эмоций помогают вопросы:
«что я испытывал?»,
«что я чувствовал?»,
«что со мной происходило?»,
«как я реагировал?».
Для осознания своих эмоций полезно также вспомнить изменения в состоянии внутренних органов, мышечные реакции, изменения в голосе, лицевой мускулатуре и других невербальных актах.
Б. Мысли. Вспомните и запишите мысли, приходившие в голову в процессе общения. Рекомендуется разделить мысли на три категории:
мысли по отношению к себе;
мысли по отношению к партнеру, вызвавшему агрессию;
мысли по отношению к ситуации или третьим лицам.
Осознанию мыслей помогают вопросы:
«что я при этом думал?»,
«что я себе представлял?»,
«каковы были мои ощущения?»,
«какие мысли пришли мне в голову?».
В. Потребности. Осознайте и запишите свои желания и интересы, которые оказались неудовлетворенными в результате возникновения стрессогенной ситуации. Осознанию потребностей помогают вопросы:
«каким моим стремлениям помешала данная ситуация и данный человек?»,
«что я мог бы получить и не получил?»,
«какова моя цель?»,
«какие мои интересы и права нарушены в данной ситуации?»,
«что я хочу получить в конечном итоге?».
После завершения упражнения дайте себя время на ассимиляцию опыта.
